Прокурор — его права и обязанности

Права которые есть у прокурора

Общие права, которыми обладает прокурор:

  1. Контроль за исполнением положений Федерального закона при действиях, связанных с преступлениями.
  2. Выдвигать указателю письменные наставления о том, куда стоит двигаться расследованию.
  3. Отменять постановления нижестоящих прокуроров, если он считает, что они по каким-либо причинам неправильные или необоснованные.
  4. Участвовать в судебных заседаниях.
  5. При наличии аргументированных причин, прокурор может ходатайствовать о изменении срока ареста или смене меры пресечения.
  6. В случае, если дознаватель допускает какие-либо ошибки или совершает действия несоответствующие УПК РФ, прокурор вправе отстранить его от дальнейшего расследования.
  7. Забирать дело у органов дознания и отправлять его в следственные органы, если на то есть соответствующая мотивация.
  8. Подписываться под обвинительными заключениями.
  9. Прокурор имеет право ознакомиться с материалами уголовного дела.
  10.  Уже в суде прокурор в качестве стороны обвинения может доказывать вину подсудимого, приводить веские доводы и доказательства
  11. Также прокурор вправе отказаться от продолжения уголовного преследования, однако в этом случае ему придется документально объяснить свою позицию.
  12. В случае каких-то разногласий, прокурор имеет право обратиться с соответствующим запросом к генеральному прокурору Российской Федерации.

Все полномочия прокуроров четко определены в Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», это указано в 3 статье, это же ФЗ, а также в статье 33.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Прокуроры, всегда находятся под протекцией государства. Поскольку работа исключительно опасна, под эту же протекцию попадают и их семьи. Это обуславливается постоянным давлением на прокуроров, угрозами моральных и физических расправ, которые направлены на то, чтобы помешать прокурору полноценно и честно работать на благо государства.

Внешнефункциональные полномочия

Под полномочиями прокурора, в соответствии с устоявшимися в науке прокурорского надзора подходам, понимают совокупность (объем) обязанностей и прав, которыми наделяется прокурор для осуществления им возложенных на органы прокуратуры функций. К рассматриваемому термину, с точки зрения правовых подходов, как правило, под полномочием понимается право конкретного лица совершать юридически значимые действия. Д.Н.

Ушаков, например, под полномочием понимает «права, которые предоставлены учреждению или лицу органами власти». Если же рассматривать этимологию этого слова, то можно отметить, что «полно мочь» наиболее синонимично со словочетанием «иметь право», нежели выражению «быть обязанным». И анализируя действующие законодательные акты, дает примеры для объяснения схожести терминов «права» и «полномочия».

О применении прокурором полномочий, вопрос следует рассматривать с точки зрения:

  • закрепления определенного полномочия в законе или ином нормативном правовом акте, который регулирует данную деятельность;
  • возможности каждого прокурора применять в своей практике то или иное полномочие, что определяется его должностной компетенцией (см. ниже упомянутое понятие «уполномоченный прокурор» применительно к сфере надзора за исполнением законов в ОРД);
  • установленных законом оснований для применения полномочий в зависимости от сложившейся жизненной ситуации. 

Стоит также учитывать, что прокурор является должностным лицом, который осуществляет государственную функцию (или же несколько функций). За это он получает из средств федерального бюджета материальное вознаграждение, точнее содержится налогоплательщиками, и в отличие от предпринимателя, который имеет возможность, исходя из прогнозируемых результатов своей деятельности, не совершать те или иные сделки, прокурор не имеет права задаваться вопросом о неприменении или применении своих полномочий в случаях, которые требуют от него надлежащего решения. Как федеральный государственный служащий, прокурор обязан беспристрастно и добросовестно исполнять свой служебный долг.

Полномочия прокурора, с учетом вышеизложенного, можно рассмотреть как совокупность закрепленных в законах и иных нормативных актах форм изъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности.

Предлагаем ознакомиться  Больничный лист работающим инвалидам

С термином «полномочие» тесно связано понятие «правовое средство», которое чаще всего применяется в надзорной деятельности прокурора, хотя обладает универсальным характером и распространяется на все виды прокурорской работы и при этом символизирует собой тезис о безусловной невозможности применения прокурором «неправовых средств», то есть тех, которые не предусмотрены нормами закона или иного правового источника регулирования.

Например, участвуя в прокурорско-надзорных отношениях, которые являются разновидность административных отношений, прокурор не имеет права даже в благих целях, в том числе и при однозначно прогнозируемых позитивных результатах, руководствоваться знакомым гражданско-правовым принципом «разрешено все то, что не запрещено законом».

Иначе в таком случае будет разрушен один из главных принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, который закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре» в ст. 4., — принцип законности. Данный принцип предполагает обязанность прокурора осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с законами, действующими на территории российского государства.

Также соотношение понятий «правовое средство» и «полномочие» можно раскрыть следующим примером. В соответствии с п. 3 ст.  22 Закона, прокурор либо его заместитель имеет право, в случае установления факта нарушения закона, своим постановлением освободить лиц, которые незаконно были задержаны на основании решений вынесенных несудебными органами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

При этом полномочием прокурора будет выступать его право (а по существу, обязанность, так как речь идет о незаконном ограничении права гражданина на свободу) принять меры, предусмотренные законом, по освобождению. А реализовываться данное полномочие будет с помощью правового средства, а именно, постановлением об освобождении лица, который был задержан по решению несудебного органа.

В данном случае, рассмотренное правовое средство является сходным к применяемому в практике и науке прокурорского надзора его осуществления понятию «акт прокурорского реагирования», так как прокурор реагирует, предпринимает меры, пресекает имеющиеся нарушения и освобождает незаконно задержанное лицо.

К примеру, в п.1 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор имеет право или полномочие вызвать граждан и должностных лиц для объяснений по поводу нарушения закона. Но правовым средством реализации такого полномочия будет являться не акт реагирования, так как применяется для сбора доказательств, в процессе осуществления проверки, а повестка о вызове в прокуратуру для дачи объяснений по поводу нарушения закона.

Такой ненадзорный вид прокурорской работы, как участие в правотворческой деятельности, сопряжен с полномочием (правом) прокурора вносить в законодательные и иные органы, которые обладают правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения о дополнении, изменении, о принятии и отмене законов и иных нормативных правовых актов.

Прокурор обладает широким кругом полномочий, что определяется многоаспектностью его прокурорской деятельности, а в настоящее время, с учетом имеющего место отраслевого, функционального и предметного разделения труда между оперативными работниками органов прокуратуры. Найдется небольшое количество специалистов, которые знают весь спектр возможностей, и разрешающий прокурорской системе решать возложенные на нее различные задачи во многих сферах общественной жизни.

С учетом того, что в прокурорской деятельности доминируют функции прокурорского надзора, а также сохранявшегося на протяжении нескольких десятилетий названия учебной дисциплины «Прокурорский надзор» и научной специальности при классификации прокурорских полномочий подходы в основном затрагивали надзорные аспекты.

Так, классическое представление о надзорных полномочиях прокурора с незначительными возможными вариациями выглядит таким образом: 

  • проверочные полномочия (полномочия, которые направлены на выявление нарушений законодательных актов);
  • полномочия по реагированию (направлены на устранение нарушений закона);
  • профилактические полномочия (направлены на предупреждение нарушений нормативно-правовых актов). Некоторые источники объединяют вторую и третью группу, что является обоснованным, так как они задействуются после проведения проверочных мероприятий. 
Предлагаем ознакомиться  Документы для переоформления автомобиля в ГИБДД в 2020 году

Существует мнение, что фактически все полномочия содержат в себе профилактическое ядро, так как, к примеру, добившись отмены незаконного правового акта путем принесения протеста, прокурор подобным образом предупреждает наступление негативных последствий от применения незаконного документа. 

Полномочия по реагированию нельзя рассматривать односторонне, которые направлены лишь только на устранение нарушений нормативно-правовых актов. Среди полномочий можно выделить те, при реализации которых единственной целью является привлечение нарушителя к ответственности, установленной законом. И в качестве примера можно рассмотреть право прокурора выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ст. 28.4 КоАП РФ.

Сюда также можно отнести установленное в ст. 37 УПК Российской Федерации право прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

Имеют место также полномочия по реагированию, которые преследуют две цели, — постановку вопроса о наказании виновного лица и об устранении нарушений. Сюда можно отнести право прокурора вносить представление об устранении нарушений закона, хотя это полномочие носит и профилактический характер, то есть, по сути, имеет, третью цель. Как правило, в представлении, прокурор ставит вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, реже материальной.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

К примеру, двойную цель имеет обращение прокурора с исковым заявлением в суд общей юрисдикции о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, так как в случае положительного исхода дела, с одной стороны, будут назначены восстановительные выплаты, а с другой — виновный несет имущественную (эколого-правовую) ответственность.

Анализируя нормы действующего законодательства можно в качестве самостоятельной группы выделить согласовательные полномочия (полномочия, которые связаны с согласованием или санкционированием конкретных решений или действий), и здесь выступает примером ч. 5 ст. 10 Закона о защите права юридических лиц, право прокурора на согласование проведения контрольно-надзорными органами внеплановых проверок.

Стоит также обратить внимание и на другие подходы к классификации полномочий, стоит отметить, что в общем плане все полномочия можно разделить на внутриорганизационные и внешнефункциональные. 

Рассматривая первую группу, стоит отметить, что здесь идет речь ведомственном наделении указаниями, приказами и распоряжениями Генерального прокурора РФ должностных лиц органов прокуратуры, которые выполняют отдельные задачи (по кадровым вопросам, контролю за исполнением, правовому обеспечению), соответствующими полномочиями.

Предлагаем ознакомиться  Развод через ЗАГС по обоюдному согласию как оформить, сроки расторжения брака

Вторая группа образует совокупность форм изъявления, которая предоставлена прокурору для решения задач связанных с осуществление надзорной и иной деятельности. Здесь идет речь о закрепленных в нормативных актах полномочиях, хотя и в отношении нефункциональных направлений деятельности (к примеру, для правового просвещения, взаимодействия с институтами гражданского общества и органами публичной власти).

Соответствующие полномочия закрепляются в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации. Но также Закон о прокуратуре предоставляет руководителю прокурорского ведомства право на издание документов, которые обязательны для исполнения работниками других органов. Таким образом, для их исполнения являются обязательными:

  • указания Генерального прокурора по вопросам, которые не требуют законодательного регулирования (п. 2. ст. 20 Закона о прокуратуре);
  • приказы Генерального прокурора по вопросам осуществления государственного единого статистического учета (ст. 51 Закона).

Положения из главы 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»

Глава вторая указывает на обязанность прокурора совершать надзор над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Об этом гласит 26 статья второй главы, указанного ФЗ. В этой области прокурор обязан рассматривать и проверять жалобы от граждан на нарушения их прав и свобод. В случае необходимости, разъяснять гражданам о порядке защиты. И, разумеется, принимать меры по пресечению различного рода нарушений.

Для этого используются полномочия, данные прокурору 22 статьей. Если граждане жалуются на административное правонарушение, то возбуждается соответствующее производство. Если характер преступления против заявителей носит уголовный характер, то прокурор использует свои полномочия для скорейшего возбуждения уголовного дела.

Согласно статье 28, прокурор может и должен приносить пользу общественности, путем ходатайств о закрытии актов, нарушающих права и свободы людей.

Участие прокурора в судебном процессе

https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv

Четвертая глава Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четко описывает возможности прокурора во время судебного процесса.Основные положения данной главы:

  1. Прокурор осуществляет в суде уголовное преследование и представляет государственное обвинение.
  2. Прокурор может принять участие в уголовном процессе в любой его момент, от начала и до самого конца.
  3. Полномочия прокурора внутри судебных заседаний указаны в процессуальном законодательстве Российской Федерации.
  4. Генеральный прокурор Российской Федерации обязан принимать участие во всех верховных судебных заседаниях.

Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров. Статья 45.

Данная статья содержи в себе немало важных положений. Во-первых, отмечается, что работа в прокуратуре является государственной службой, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Отношения организация и сотрудников прокуратуры регулируются в соответствующем законе о труде и государственной службе. Процесс прохождения военной службы для представителей государственного обвинения регулируются федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».

В случае каких-то разногласий в вопросах прохождения службы, сотрудник имеет право жаловаться в вышестоящие инстанции.

Прокуратура РФ обладает собственной системой безопасности

Также в статье, есть несколько тяжелый, но также важный с точки зрения законов пункт о затратах на похороны сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. Он как бы дает понятие о всей суровости данной работы. И, что очень важно, жизнь прокурора страхуется в размере 180 кратном его доходе в месяц.

Прокуроры, благодаря 45 статье, имеют право носить с собой оружие, предназначенное для защиты собственной жизни.

Звоните 8-800-777-32-63.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Бесплатная горячая юридическая линия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector