Кто может задерживать граждан

Кто может задерживать граждан

Что такое задержание и как оно происходит

Согласно ст.5 УПК РФ (п.11) задержание подозреваемого в уголовном процессе – это законодательно закрепленная и разрешенная мера принуждения, применяемая в рамках уголовно-процессуального законодательства, считающаяся неотложной и заключающаяся в кратковременном лишении свободы лица, связанном с подозрением в совершении им преступления.

Задержание осуществляется только по решению компетентного органа (таким выступают следователь, дознаватель, прокурор) и не может по времени превышать срок, установленный законом.

Нормы права, закрепляющие основания и правила осуществления задержания, а также все, что с ним связано, можно найти в ПИКоАП РФ (административное задержание), УПК РФ (уголовное задержание), а также подробно описан правовой порядок задержания в законе «О полиции» РФ.

Знаете ли Вы

В

УПК РФ

закреплено следующее положение

(ст.46

): с момента задержания лицо приобретает статус подозреваемого.

Как правило, задержание производится сотрудниками полиции. Они могут быть как в форменном обмундировании, так и в штатском (оперативные работники). Главное – наличие служебного удостоверения, которое по требованию они незамедлительно должны предоставить лицу, подлежащему задержанию. Наличие удостоверения подтверждает тот факт, что человек является представителем закона и его требования законны.

Независимо от того, что стало причиной задержания, следует вести себя корректно и спокойно по отношению к сотрудникам полиции. Любое проявление агрессии может повлечь за собой еще более негативные последствия и усугубить ваше положение. Противодействие, применение силы, угрозы, оскорбление сотрудника полиции при исполнении могут быть расценены как преступление.

Обратите внимание!

Обязательно при сопровождении в орган уголовного преследования попросите разъяснить вам ваши обязанности и права как подозреваемого лица, если этого не было сделано ранее. Помните, что задержанный имеет право ничего не сообщать без адвоката, которого ему должны предоставить по первому требованию.

О том, какие есть права у задержанного, кроме телефонного звонка — можно узнать из этой статьи https://lexconsult.online/6835-prava-podozrevaemogo-pri-zaderzhanii

После произведенного задержания родственники задержанного должны быть незамедлительно (в течение 3 часов с момента задержания) уведомлены о том, где находится близкий для них человек. Это может сделать как задержанный самостоятельно, так и сотрудники полиции (ч.7 ст.14 Федерального закона «О полиции»).

Бывают случаи, когда сотрудники полиции «забывают» уведомить родственников о задержании близкого лица. Тогда узнать задержан ли человек полицией можно, позвонив по номеру «102» и задав конкретный вопрос. В большинстве случаев уже в течение нескольких часов вы будете знать о том, где находится близкий вам человек.

В случае громких задержаний (массовые беспорядки, теракты и т.д.) список задержанных полицией за сутки в крупных городах зачастую публикуется в СМИ на государственных интернет-порталах.

Понятие гражданского ареста и его последствия

Практически во всех цивилизованных государствах за гражданами закреплено право осуществлять задержание лиц, совершивших преступление. Это дает возможность избежать тяжелых последствий до приезда полиции. Закон о гражданском аресте в России пока остается спорным вопросом. Многие граждане предпочитают не вмешиваться, просто чтобы не навредить себе. И это несмотря на приведенную статистику.

Кто может задерживать граждан

Все дело в том, что россияне не всегда имеют право задержать преступника, который уже совершил или только имеет намерение совершить преступление. А ситуация иногда складывается таким образом, что обдумывать правомерность своих действий просто некогда.

То есть если человек увидел где-то преступника, маньяка, убийцу, свободно гуляющего по улице, то предпринимать никаких мер он не имеет права. Единственное, что ему можно сделать, — это позвонить в полицию. Все действия в отношении гражданского ареста указаны в статьях 38, 39 УК РФ.

Важен и тот факт, что при задержании преступника гражданским лицом ему нельзя причинить вред, тем более совершать действия, повлекшие смерть правонарушителя. Такие действия (недопустимый вред) со стороны гражданского лица преследуются уголовным правом и подразумевают разные степени наказания. Вот поэтому и предпочитают граждане оставаться в стороне.

Понятие недопустимого вреда применяется в том случае, когда преступнику были нанесены тяжелые увечья. В подобных случаях задержавшему придется доказывать, что иначе поступить было невозможно, и это должны доказать свидетели.

Закон о гражданском аресте в России не указывает на какие-либо нормативы, используемые гражданскими лицами во время задержания предполагаемого преступника. Но 27 ноября 2011 года постановлением Пленума ВС РФ были внесены поправки, которые дают право на осуществление гражданского задержания. Это предусматривает ситуации, при которых возможно причинение вреда:

  • нанесение вреда подозреваемому обусловлено необходимостью для предотвращения возможного побега или дальнейшего совершения преступления;
  • при самообороне как способе защиты задерживающего или лиц, находящихся рядом;
  • в случае крайней необходимости, если преступник намеревается нанести больший вред.

Гражданский арест в России не всегда остается безнаказанным. Задержавшему придется отвечать:

  • при умышленном причинении вреда;
  • при использовании недопустимых методов самообороны.

Но даже такие формулировки требуют тщательного расследования, чтобы оправдать или не оправдать действия человека, совершавшего гражданское задержание. В судебной практике много случаев, когда лицо, совершавшее гражданское задержание, несло уголовную ответственность. Приведу некоторые из них:

  1. Присвоение полномочий, соответствующих сотрудникам правоохранительным органам. Ст. 288.
  2. Превышение мер необходимой обороны, повлекшие тяжелые последствия для задержанного. Ст. 114.
  3. Захват преступника в качестве заложника, что ограничивает его свободу. Ст.206.

Уголовное преследование для лица, совершающего гражданское задержание, наступает в том случае, когда подозреваемому нанесен вред здоровью любой тяжести или смерть. Подобная практика существует и в других государствах, но таковых последствий не имеет. Да и по приезду полиции придется предоставлять веские доказательства того, что гражданский арест был проведен правильно.

В Германии не запрещено гражданское задержание, но при соблюдении определенных правил:

  • задержание осуществляется в момент или сразу после совершения преступления;
  • категорически запрещено задерживать преступника за преступление, которое он совершил накануне;
  • существует реальная угроза бегства преступника с места происшествия, например, после ДТП;
  • запрещено задержание, если подозреваемый добровольно согласился дождаться приезда полиции;
  • ограничение свободы и причинение вреда допустимо в пределах нормы.

Кто может задерживать граждан

Нормы немного похожи на российские. Но в реальности человек, совершающий гражданское задержание, менее подвержен уголовному преследованию.

Похожая ситуация с гражданским задержанием происходит в Дании. Его может осуществлять любое гражданское лицо, если преступник обнаружен на месте преступления и для его ареста существуют весомые обстоятельства. Задерживающий незамедлительно вызывает полицию, после ее приезда сообщает конкретные данные и обстоятельства, вынуждающие его поступить именно так.

В Австралии законодательная база одного штата может характерно отличаться от законов другого. Но задерживать предполагаемого преступника гражданское лицо может в следующих ситуациях:

  • в момент совершения преступления или сразу после свершившегося факта;
  • преступник сам соглашается быть задержанным и дождаться приезда полиции.

Использование силовых методов запрещено.

В статье 91 УК РФ перечислены пункты, согласно которым разрешено проводить гражданское задержание в России. Это не запрещено только в том случае, когда подразумеваемый преступник совершил преступление и пытается скрыться.

Не запрещено задерживать вооруженного преступника, который совершает действия, представляющие опасность для окружающих.

Случай из практики

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Мужчина стал свидетелем ДТП, при котором водитель, превысив скорость, сбил на переходе женщину с коляской. После этого, оставив автомобиль, он попытался скрыться. Его догнали двое свидетелей и избили. До приезда полиции виновник находился уже в полуживом состоянии. Ситуация понятная, и неизвестно, как любой поступит, увидев такое. Но закон есть закон, и оба задержавших нарушителя были привлечены к административной ответственности.

Им пришлось заплатить штраф государству. Пусть небольшой, но все же. На суде отчаявшиеся мужчины сказали, что впредь будут проходить мимо, когда увидят, как обворовывают прохожего, как насилуют женщину, как обижают ребенка. Но учитывая, что это сокрытие факта преступления, они могут быть вновь привлечены.

С одной стороны, это хорошо, когда полиция может рассчитывать на помощь граждан. Но граждане должны понимать, что причинять вред, избивать и калечить никто не имеет права, даже если задержан самый наглый рецидивист или кровожадный убийца.

Предлагаем ознакомиться  Приватизация земельного участка без строений

Порядок задержания

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания. Но зачастую сами задержанные лица не считают, что они нарушили какой-либо закон, и пытаются доказать, что их задержали незаконно.

Давайте разберемся, как, когда и при каких обстоятельствах полицейский имеет право задержать гражданина, а когда это является превышением его полномочий.

Задержание – это мероприятие, проводимое служащими правоохранительных органов, в результате которого гражданин лишается возможности свободно перемещаться, а полицейский получает возможность принудительно доставить его в органы власти.

Так кто же имеет право задерживать гражданина? Проводить задержание может любой уполномоченный сотрудник полиции, в данном случае он обязан доставить задержанного в правоохранительные органы в кратчайшее время.

Кроме того, задерживать гражданина имеют право представители автоинспекции и охранного подразделения, судебные приставы, сотрудники организаций наркоконтроля и пограничных служб.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Оснований для задержания гражданина более чем достаточно, в результате даже одного из них полицейский может задержать человека и доставить его в отдел полиции для дальнейшего разбирательства.

Все они закреплены в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Вот некоторые из них:

  • подозрение в участии в преступлении;
  • постановление суда о том, что гражданин должен быть заключен под стражу;
  • необходимость оформления протокола об административном правонарушении;
  • уклонение от наказания в виде ареста;
  • розыск лица;
  • ведение административного производства;
  • уклонение от исполнения назначенных судом медицинских либо воспитательных принудительных мер;
  • нарушение комендантского часа;
  • незаконное пребывание на охраняемых объектах;
  • попытка самоубийства;
  • наличие выраженных расстройств психического характера, представляющих опасность для окружающих;
  • необходимость депортации лица в государство, гражданином которого оно является.

При отсутствии какого-либо из этих оснований для задержания полицией это действие будет расцениваться как незаконное.

Процедура задержания гражданина сотрудником полиции имеет определенный порядок, следование которому обеспечивает законность этого мероприятия.

Он включает в себя конкретные действия:

  • обозначить свою должность, звание, фамилию, объяснить, с какой целью обращается к гражданину, показать удостоверение по требованию, предъявить его в развернутом виде и дать время на ознакомление (сотрудник полиции не должен передавать его в руки);
  • объяснить мотивы задержания, разъяснить права, в том числе на отказ от объяснений, помощь юриста, уведомление родных, а также на переводчика, если он необходим;
  • составить протокол задержания;
  • предоставить пятиминутный телефонный звонок родственникам, работодателю, по месту учебы или адвокату не позднее 3 часов с момента задержания.

Очень важно, особенно если задержание произошло без повода, знать свои права:

  1. Быть поставленным в известность о причине задержания.
  2. На сообщение о своих правах и обязанностях.
  3. На использование медпомощи в случае ее необходимости.
  4. Рассмотреть протокол, потребовать его копию, отказаться от его подписания и предоставления показаний и даже имеете право внести свои коррективы в протокол.
  5. На оспаривание противоправного поведения сотрудников, принимавших участие в данном задержании.
  6. На оповещение ближайших родственников о текущем положении дел, а также руководителей в сфере основной деятельности и личного адвоката.
  7. На любые условия, указанные в законе, в том числе о сроках задержания, а также на отсутствие жестокого обращения.

Чтобы ситуация не осложнилась еще больше, при задержании и доставке в участок необходимо установить связь со своими родными, описать им свое положение и местонахождение. Лучшим вариантом будет, если они имеют понятие, к кому и куда обращаться в этом случае (адвокат, юрист и т.д.)

Важно! В качестве «профилактики» стоит иметь при себе всегда хоть какие-то документы. И если оригинал паспорта могут отнять, то его копия позволит избежать задержания по установке личности.

  1. По прибытии в пункт доставки задержанного гражданина будет создан протокол.
  2. С ним необходимо внимательно ознакомиться, сравнить данные с действительным положением дел.
  3. Эта бумага будет в любом случае заверена понятыми, а присутствие подписи задержанного не признает его вины.
  4. Стоит лишь дописать об отказе от показаний до переговоров с личным адвокатом и просьбу о рассмотрении данного дела по месту жительства.
  5. Ксерокопию протокола должны предоставить задержанному, иначе стоит добавить в приписку к протоколу и данный факт.

Несовершеннолетние граждане также могут быть задержаны полицией при наличии оснований для этого.

Ребенок может быть задержан за следующие действия:

  • попрошайничество;
  • употребление алкоголя либо наркотических веществ;
  • общественно опасное поведение, которое может причинить вред окружающим или ему самому;
  • беспризорность и безнадзорность;
  • нарушение закона.

При задержании несовершеннолетнего человека сотрудник полиции обязан немедленно уведомить его родителей, опекунов или других законных представителей об этом, сообщить, в какое отделение будет доставлен задержанный.

Несовершеннолетнего могут задержать до выяснения личности, если он был остановлен полицией на улице, а документов у него не оказалось. Также ребенок может быть задержан в случае, когда он находится в общественных местах после 23.00 без сопровождения взрослых, при этих условиях он считается беспризорным и может быть доставлен в отделение.

Внимание! Обыскивать несовершеннолетнего гражданина служащий органов не имеет права, можно провести и оформить досмотр только в том случае, если задержанный дал на это свое согласие. Обязательно оформляется протокол, в котором указывается все, что было показано на досмотре. Незамедлительному изъятию подлежат только орудия совершения преступных действий.

Для подростков особенно важно знать, что делать, если их задержала полиция.

Во время задержания необходимо вести себя корректно:

  • не паниковать;
  • не пререкаться с полицейским;
  • если не было предъявлено удостоверение, стоит вежливо попросить об этом;
  • спросить причину, по которой сотрудник к вам обратился;
  • если необходимо ехать в отделение, нужно спокойно проследовать туда с полицейским;
  • не предпринимать попыток к бегству или сопротивлению;
  • сообщить контактные данные родителей и дожидаться их приезда.

Важно! Необходимо внимательно читать то, что дают для подписания, в том числе протоколы досмотра.

Несовершеннолетний также имеет право на адвоката, о чем ему обязательно должно быть сообщено во время задержания.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Статья 27.5 КоАП РФ гласит, что гражданин может быть задержан, в зависимости от причины этого задержания, на следующие сроки:

  1. 3 часа. Если задержанный был в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ, он может быть задержан не более чем на 3 часа с момента его доставки в отделение полиции или вытрезвитель.
  2. 48 часов. Если задержанный нарушил пограничный режим, условия нахождения на территории Российской Федерации, любые территориальные или морские границы, а также в случае потребности в выяснении обстоятельств происшествия или установления личности, если задержанный является фигурантом дела об административном правонарушении, срок задержания ограничивается двумя сутками.

При подозрении в совершении преступления гражданин, согласно УПК РФ, может быть задержан на следующее время:

  1. 48 часов со времени непосредственного ограничения возможности передвижения (до вынесения решения суда).
  2. 72 часа после вынесения решения суда о продлении срока с датой и временем, до которого ограничение свободы продляется.

Спустя 5 суток с момента задержания и определения задержанного в места ограничения свободы гражданина должны отпустить в том случае, когда подозрение не нашло доказательного подтверждения, либо заключить под стражу в связи с избранием судом этой меры пресечения или другого способа ограничения выбора и свободы.

Предлагаем ознакомиться  Пожарная безопасность в организациях общественного питания

Возможно ли сократить сроки задержания? Да, если вы уже вызвали адвоката и ведете себя достойно — не пререкаясь, не оскорбляя полицейских и, будучи абсолютно уверенным в своей невиновности, спокойно рассказываете о своем алиби.

Заключение

Задержание полицией является не самой приятной процедурой для любого человека, даже если оно происходит в связи с обыденными ситуациями (например, необходимость установления личности), однако важно понимать, что и гражданин, и сотрудник полиции должны действовать в рамках закона.

Не стоит сопротивляться, перечить и пытаться скрыться от сотрудников полиции, этим можно лишь усугубить ситуацию. Если вы ни в чем не виноваты и произошло недоразумение, просто посодействуйте расследованию полицейских, это значительно сократит срок вашего пребывания в отделении.

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Пограничники. Должностные лица ВАИ. Сотрудники вневедомственной охраны МВД. Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

  • воспользоваться помощью защитника; знать, почему его задержали;
  • давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.
  • Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.
  • Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:
  • посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ; совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах; нарушение таможенных правил;
  • применение к лицу наказания в виде административного ареста.
  • Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.
  1. Сотрудник полиции, сообщая вам о произведенном задержании, должен назвать свою фамилию, имя, должность, предъявить документ, подтверждающий его полномочия, а также назвать причину применения меры процессуального принуждения.
  2. После этого разъясняются права и обязанности задержанного.
  3. Составляется протокол непосредственного задержания лица.
  4. В течение 3-х часов о произведенном задержании уведомляется защитник, близкие родственники, а также администрация места работы (учебы).
  5. В случае с несовершеннолетними гражданами обязательно должен быть уведомлен хотя бы один из родителей или законных представителей.
  6. В течение 12-ти часов о применении меры принуждения к конкретному лицу уведомляется надзирающий прокурор.

Срок задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Административное задержание вправе осуществлять:

  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
  • военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);
  • судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Предлагаем ознакомиться  Может ли мать-одиночка получающая минимальную зарплату рассчитывать на квартиру

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

  1. знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
  2. давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
  3. пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
  4. представлять доказательства;
  5. заявлять ходатайства и отводы;
  6. давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  7. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  8. знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  9. участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
  10. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
  11. защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

Понятие гражданского ареста и его последствия

При задержании подозреваемого в преступлении составляется соответствующий процессуальный документ – протокол задержания. Он должен быть составлен не позднее, чем через 3 часа с момента доставления лица в орган дознания либо же к следователю. Протокол после внесения в него всех соответствующих сведений подписывается как лицом, его составившим, так и самим задержанным.

Непосредственно после задержания проводится личный обыск задержанного с целью отыскания предметов и документов, имеющих отношение к совершенному преступлению, либо же ценных предметов, на которые в будущем может быть наложен арест (ст.184 УПК РФ). Он проводится лицом того же пола, что и задержанный, в присутствии понятых и при необходимости специалиста.

После задержания в течение суток задержанный должен быть подвергнут допросу. Он производится по месту ведения следствия либо по месту содержания задержанного. Главные правила допроса подозреваемого:

  • не может непрерывно продолжаться более 4 часов, а после перерыва (до 1 часа) может продолжиться, но не может превышать 8 часов в день;
  • по решению врача в случае болезни время допроса может быть сокращено или и вовсе следственное действие переносится на другой день;
  • допрос должен быть запротоколирован. Документ подписывается всеми участниками допроса. Подозреваемый вправе отказаться от дачи показаний либо давать показания, но отказываться от подписи в документе.

Задержанный после проведения с ним всех необходимых следственных и процессуальных действий содержится в пределах установленных законом сроков в изоляторе временного содержания. Если основания для задержания гражданина сотрудниками полиции отпали, то лицо незамедлительно должно быть отпущено на свободу.

Разница между арестом и задержанием заключается в том, что второе – это лишение свободы на непродолжительное время, связанное с подозрением в совершении конкретного преступления, а арест применяется к тем, чья вина доказана и кому придан статус обвиняемого.

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Максимально допустимый суммарный срок задержания составляет 5 суток или 120 часов. По истечению этого времени подозреваемый должен быть отпущен на свободу (вина не подтвердилась либо избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы) или арестован.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector