Наказывает ли Бог? — Православный журнал «Фома»

Наказывает ли Бог? — Православный журнал «Фома»

За что Бог наказывает безумием?

Безумие
— это беда, последствие той катастрофы, в которую повергло всех нас
грехопадение Адама и Евы. Полное исцеление от этого недуга мы обретаем во
Христе, Своим Крестом и Воскресением исправившем ошибку Адама.

Я не думаю, что Бог наказывает безумием. Это либо
болезнь, пришедшая в мир из-за падения Евы и Адама, — мы именуем ее падшестью
человеческой природы, к проявлениям которой можно отнести весь спектр диагнозов
из области психиатрии, — либо сознательный выбор человека, отвернувшегося от
Творца.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Когда мы читаем в библейской книге Бытие о том, как
Адам, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, пытался спрятаться за
кустами от Вездесущего Творца, мы понимаем, что он или утратил разум, или
утратил память о Боге, поместив на Его место фантом.

Уже в раю мы видим, как
падший человек генерирует в своем сознании по своему подобию идола, не
испытывая к нему иных чувств, кроме страха, и наивно полагая, что он
локализован где-то там, за кустами, а стало быть, его можно провести. Еще до
изгнания из рая человек уже очевидно утрачивает адекватность.

Он стыдится Евы —
она стала ему чужой: совместный грех разодрал их внутреннее единство. Но,
вместо того чтобы избавиться от уродства лжи и тщеславия, которыми обезобразил
первых людей коварный змей, они предпочитают избавиться друг от друга. А как
иначе понять трусливую и, будем честными, подлую попытку Адама свалить свою
ответственность на жену?

Наконец, грех лишает
человека его собственной внутренней гармонии. До грехопадения все природные
энергии и силы человека устремлялись ввысь и приносили пользу окружающему миру.
Человек напоминал свечу, что тянется к небу и светит окружающим. После
грехопадения эти добрые свойства человеческой природы одичали, превратились в
страсти и начали разрывать человека на части.

В этом и состоит подвиг
христианина, чтобы покаянным усилием собрать себя назад и пойти дальше. Ко
Христу, Который восполнит недостающие звенья нашей природы — в их числе может
быть и рассудок — Своей благодатью.

Протоиерей Андрей Лоргус

Если Бог есть любовь, то как он может наказывать человека?

Наказывает ли Бог?
Фото с сайта храма святого Димитрия

Слово «наказание»
правильно переводится и понимается как «научение». Господь никого не
наказывает, не пытается доставить неприятность какую-то, а пытается научить нас
всех. С нашей точки зрения человек плохой, а Господь только знает, в чем он
плохой и насколько, кому и какое научение (наказание) поможет
исправиться.

Наказывает ли Бог? - Православный журнал "Фома"

В этом мире нет
справедливости, она будет только в Царствии Небесном. Здесь же главное, чтобы
человек встретил смерть в максимально нравственном состоянии, чтобы он успел что-то
исправить, совершить, понять. Поэтому Господь индивидуально подходит к каждому,
зная, какое наказание на него подействует.

В Ветхом Завете
говорится, что Господь бьет всякого сына, которого принимает, кого
любит, того и наказывает. «Плохие» люди, далекие от Бога, но Он наверняка о них
заботится, не наказаниями, а другими способами пытается их спасти. А если они
потом сами что-то поймут и исправятся, то возможно, и наказания будут в их
жизни, чтобы они дальше совершенствовались.

В Царствие Небесное
ведет узкий путь, надо нести свой крест, нет такого понятия, как
справедливость, на земле. В Евангелии Он рассказывает притчу о работниках 11-го
часа, которые получают столько же, сколько трудившиеся весь день. То есть
очевидно, что Господь не применяет никакой справедливости, нет в Евангелии
такого понятия.

Но вместо
справедливости в нашей жизни действует Промысл Божий, когда Господь, зная, как
и что повлияет на человека, ведет каждого к спасению. И ведь это же намного
лучше! Вот если бы вам, за совершенное вами преступление, предложили на выбор
справедливое наказание по суду (тюремное заключение) или некоторое задание на
воле, пусть и трудное, но посильное, не слишком соответствующее преступлению,
зато способствующее вашему исправлению, — что бы вы предпочли?

Неужели
«справедливо» терять месяцы жизни в тюрьме? То есть для себя мы понимаем, что нам
выгодно и полезно смягченное наказание, хотя ясно, что закон имеет право
наказать нас строго. Но это значит, что и Господь, как Всесильный, мог бы
любого грешника соответственно наказать, не делает же этого, только зная лучший
для него способ исправления.

Если человек оказался без вины в заключении, то это верный признак того, что Господь его любит, но, чтобы принять и вынести это, нужна вера. Без веры все эти наши размышления не подействуют. Если нет веры, то человеку кажется, что все неправильно.

Протоиерей Игорь Шумилов

Наказывает ли Бог? - Православный журнал "Фома"

«Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Эта истина никогда не ставилась Православною Церковью под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни Отца и Сына и Святого Духа, так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека Бог — человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём?

Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? Священное Писание даёт ответ на этот вопрос: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности или слепой ярости со стороны Бога.

Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения зла, а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает смерть беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

Заметим, что во времена Ветхого Завета даже и наказание сына отцом могло служить показателем любви: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13:25). В этой связи отцам не только не воспрещалось, но и предписывалось наказывать детей: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир.30:1).

«Очень часто употребляется такое понятие, как «наказание Божие». Оно означает не изменение неизменной любви Божией на гнев и применение кар к грешнику. Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело.

Страсти в самих себе несут страдание («страсти» – слав. слово, означающее страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему (а согрешают все)максимальную помощь, не нарушая его свободы.Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха.

Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе.

Наказывает ли Бог?

Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает, выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее, т.е.

Божественных, тварных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет Свой падший образ. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней его возможности (ср.: «друг, для чего ты пришел»? – Мф.26;50) Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения.

Отсюда становится понятной и вся нелепость вопроса: «За что Бог меня наказал?» Апостол Иаков прямо пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью»(Иак.1; 13-14). А преп.

проф. А.И. ОсиповИз курса «Основное богословие», МДАиС.

Предлагаем ознакомиться  Приложение фиксации нарушителей пдд

За что Бог наказывает неврозом?

Впервые сталкиваюсь
с понятием «невроз» в религиозном контексте: «за что это мне», «откуда это у
меня», «за какой грех»? Такая постановка вопроса не имеет ответа или же он
сугубо отрицательный: «Ни за что!» Невроз не является чьим-то планом, замыслом,
местью или наказанием. Это скорее результат человеческого бессознательного
выбора, навыка, воли и естественного хода жизни.

Говоря о неврозах, врачи выделяют
патологические симптомы и подразделяют их на несколько видов. Мы же в первую
очередь будем говорить о психогенных неврозах, которые возникают с участием
человеческой психики. Мы используем понятие «психоз» в патопсихологическом
подходе, а не в медицинском. 

Нарушения (или расстройства, как
говорят медики) при неврозе всегда носят комплексный характер. Часть из них
проявляется в поведении, словах, поступках и отношениях человека, а часть
реализуется на внутриличностном уровне. Есть несколько уровней невротического
поведения. 

  1. Собственно поведение человека, его поступки, слова и
    отношения. 
  2. Эмоции человека, эмоциональное переживание,
    эмоциональные реакции. 
  3. Мотивы, привычные паттерны (схемы, штампы и
    стереотипы) поведения.
  4. Базовые потребности личности, которые являются ее
    природой.

Мы выделяем семь таких потребностей: существования
(бытия), самоценности, принадлежности, самореализации, самостоятельности (или
свободы), безопасности (или целостности, стабильности) и духовной жизни (связи
с высшим, священным, смысл жизни). 

Все семь этих потребностей
присутствуют в личности и проявляют себя. Это движущие силы личности, которая
живет ими. Но не все базовые потребности удовлетворяются, часто между ними
возникает конфликт, который на самом деле нормален и неизбежен, но именно он
может сформировать невротическое расстройство.

Конфликт принадлежности и
независимости (самостоятельности). Русская православная девушка и
татарин-мусульманин полюбили друг друга и хотят пожениться. Их семьи против
такого брака. Ради любви к своим родителям молодые люди готовы отказаться от
любви, то есть отвергнуть часть себя. В данной ситуации приходят в противоречие
базовые потребности в принадлежности и самостоятельности (любить и быть любимым
и принять самостоятельное решение).

В жизни мы чаще всего сталкиваемся с
конфликтом не двух, а трех и более потребностей. Каким образом мы решаем эти
внутриличностные конфликты? Путем принятия собственного решения. Да, я выйду
замуж за того, кого люблю, пусть моя семья и будет против, и я понимаю
последствия этого решения. Да, я рожу седьмого ребенка, несмотря на
предостережения мамы, свекрови или врачей.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Да, я отказываюсь от предложенного
повышения по работе, потому что боюсь не справиться, но мне стыдно это
признать, поэтому я заболею или уйду в запой. Однако не всякий конфликт
разрешается выбором и действием. Если человек бесконечно колеблется в принятии решения,
может сформироваться невроз. Внутриличностный конфликт можно рассматривать как
возможный, первичный уровень невроза.

Важно, что для принятия серьезного
решения нужно мужество, ответственность и сила воли. Но не всегда личность в
полной мере обладает зрелостью, чтобы разрешить конфликт. Когда человеку не
хватает этих качеств, недостаточен уровень развития личности, может сформироваться
невроз, то есть затяжной, хронический внутриличностный конфликт двух схем
поведения, двух возможных путей решения.

Так срабатывает механизм невроза:
нарастает напряжение внутри, постепенно оно переходит в раздражение и даже
агрессию, причем как внешнюю, эмоциональную реакцию (направленную на других
людей, внешние обстоятельства, Бога), так и внутреннюю, на себя самого. Это
возможно, когда человек не может выплеснуть свое внутреннее напряжение вовне,
стоит некий запрет, он направляет его на себя самого, что порождает
психосоматические реакции.

Частая причина алкоголизма и наркомании —
невротическая, которая требует поиска средств снятия внутреннего напряжения.
Алкоголь у нас национально лоялен: «какой ты русский, если не пьешь водку?»
Алкоголизм, один из психосоматических синдромов, также можно рассматривать как
проявление невроза, но уже на органическом уровне химической зависимости
(третий уровень).

Четвертый уровень невроза — поведенческий. Человек хочет близких отношений, но при этом сам их разрушает. Так называемая «конфликтная личность», с которой мы сталкиваемся на работе, когда человек и хочет быть принятым в обществе, но при этом сам провоцирует окружающих и агрессивно себя ведет. Иным способом выстраивания невротических отношений может быть роль «вечной жертвы», вызывающей жалость из-за жалоб и обвинений других.

«Материнский
комплекс» проявляется у взрослого человека и заключается в очень сильной привязанности
к матери. Возраст — относительная вещь, он здесь не важен, хотя речь идет не о
детях, конечно же. Взрослый человек мысленно постоянно обращается к своей
матери и ждет ее одобрения, то есть несет в себе сильную привязанность по
детскому типу.

Иными словами, инфантильность. Взрослый действует с оглядкой на
маму, которая может в результате его поступка осудить, обидеться, загрустить,
стать несчастной. В результате решение не принято, но человек винит в этом
мать, которая «не дает ему жить, жениться, получить профессию» и т. д. Такие
могут быть невротические последствия в этой ситуации.

Примером часто встречающегося невроза
может быть и «роковая женщина», которая постоянно стремится к сильному сексуальному
влиянию на мужчин. Масса сил уходит на работу над внешним видом, одеждой,
сексуальным поведением, чтобы быть привлекательной. Привлекательность здесь
используется как способ захватить власть над мужчиной (должность на работе,
деньги, интриги, агрессивность).

Однако власть такой женщине нужна для того,
чтобы не попасть, в свою очередь, под власть мужчин (или мужчины). Речь может
идти и о партнере по бизнесу, и о муже. Речь здесь идет, стало быть, не о
власти как таковой, а о страхе перед властью другого. Потребность в безопасности
в этом случае прикрыта потребностью во влиянии, значимости или потребностью в
близости.

Так называемая свободная женщина — современный идеал феминизма, тем
не менее для женщин очень труднодостижимый. Слишком много труда и
ответственности он требует от женщины. Но постоянная забота о своем внешнем
виде, поведении требует колоссальных усилий и жертв. Отсюда пластические
операции, забота о фигуре, лечение, спорт и проч.

Почему это называем неврозом?
Потому что построить длительные, глубокие и доверительные отношения нет
возможности, поскольку близость вызывает страх подчинения, доверие вызывает
страх обмануться и пропустить захват власти партнером, длительность отношений
грозит сильной привязанностью. В результате часто — разрыв отношений.

Инфантильность может иметь и
противоположный комплекс. «Комплекс девочки». Причем это случается во
всех возрастах (и в 50-60 лет встречаются женщины, которые разговаривают и
ведут себя, как девочки) и проявляться может в разных стилях: «барби»,
«бедняжки». Такие женщины всегда ищут сильного покровителя и защитника,
«папочку» или помощника.

Наказывает ли Бог?

И муж, и партнер должен взять на себя ответственность
за жизнь женщины. За этой необходимостью в принадлежности и сопричастности,
близости и заботе может скрываться страх одиночества, беспомощности. Проблема
здесь в том, что близких и доверительных отношений тоже нет. Нет партнерства,
любви, а есть зависимость.

«Невроз Рогожина», как я его назвал по персонажу
«Идиота» Ф. М. Достоевского. Необъяснимо сильное страстное влечение к Настасье
Филипповне — это не просто большая любовь. Он ненавидит в себе эту страсть,
зависимость от нее, но и не может избавиться. Понимает, что это грех, начинает
ненавидеть себя и Настасью Филипповну тоже.

«Синдром Рогожина» описан и Л. Н.Толстым
в «Отце Сергии» и «Крейцеровой сонате» — ненависть к себе за крайнее увлечение
человеком. В этом неврозе-страсти главное чувство не любовь, как может
показаться, а зависимость. Рогожин ненавидит себя именно за свою зависимость от
Настасьи Филипповны. Эта зависимость — не любовь, а страх быть отвергнутым.

Еще один очень частый тип — «невроз
матери». Женщина ищет в своих детях удовлетворения своего дефицита любви,
недополученной (причем чаще всего субъективно) от своих родителей. Ищет любви
детей, как восполнение дефицита любви родителей. Здесь невротический
«перевертыш»: любовь к детям, которая на самом деле — потребность в любви к
себе.

В первом случае начинается все рано.
Пытаясь добиться удобного для себя поведения ребенка, ему уже с 3-4 лет
говорят: «ты хочешь меня расстроить, не хочешь, чтобы я была счастлива». И
малыш считывает, что именно такова любовь, он отказывает себе в игре, в
развитии, боясь обидеть маму. Например, ребенок играет, шумит, бегает, разбрасывает
игрушки, падает, прыгает и пр.

Предлагаем ознакомиться  Как живется в словении

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Мать делает ему замечание «Ты меня не любишь!
Вот если бы любил бы, не шумел бы так». Ребенок, конечно, любит мать, и ради
этой любви готов сидеть по «стойке смирно», отказывая себе в игре. Другой
пример: юноша собирается с друзьями в поход. Узнав об этом, мать со вздохом: «А
помнишь, как мы с тобой мечтали поехать вдвоем на машине по Золотому кольцу?!

Божие наказание

священник Алексий Потокин

– Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него.

В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь.

– А с другой?

– Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко.

Признаком здоровья человека является алкание и жажда.

– Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.

– Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем.

Наказывает ли Бог?

– Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.

– Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие.

А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет.

– Таков благочестный путь?

– Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда?

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

– Безусловно.

– Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.

– Все так. Но и внешние причины тут тоже бывают. От близких запросто услышишь: «Отстань!»

– Конечно, люди могут болеть и внешне толкаться. И ребенок бьет мать ножками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой человек по существу всегда говорит: «Господи, хочу быть с Тобой! Хочу быть с другими!» Но часто его внутреннее желание не согласуется с его внешним поведением. Об этой утрате мы и говорим – об утрате целомудрия.

– Внутренней цельности?

– При которой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не разрываются в разные стороны.

Кстати, в болезненных состояниях мы и сами отталкиваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предоставляем самим себе.

– Но не оставляет?

– Не оставляет Своей надеждой, упованием. Не вмешивается в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов поддержать нас, когда это будет возможно. И ждет единения.

– Так что же получается? Мы сами себя наказываем?

– Нет, мучаем. Любой грех сразу становится болезнью. Разрешил телу попраздновать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово сказать!» А оно: «Нет!»

Превратиться в тело, в организм для человека по-настоящему мучительно. А кто виноват? Бог? Нет, сам захотел.

Причина многих неустройств кроется в нас. Но не только. Мы связаны друг с другом. И если близкая мне душа отвергла Бога, то я чувствую ее терзания. Господь меня наказывает? Нет. Это я сам выбираю путь сотрудничества.

– Да, общего жизненного труда и сострадания.

– Нам, эгоистам, конечно, больно класть душу за близкого человека. А Христу радостно было душу Свою положить за всех нас. Странно прозвучал бы вопрос: кто наказал Его? Ведь Он говорил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже возгорелся».

Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апостол Петр стал просить, чтобы Он не шел крестным путем, Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отнимаешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Одна из лукавых черт человека – самому себя мучить, а вину сваливать на другого. Это же клевета, что Господь нас обижает, наказывает. Бесчинников, деток, которые все время на Небо плюют, враждуют, бьются, требуют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, постоянной жертвой, умалением Себя дает возможность продолжаться жизни на земле.

– Мы живем за Его счет?

– Именно так. Если бы Бог дал каждому из нас выполнить все наши желания, жизнь прекратилась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нравится.

– Значит, Бог не воздает нам по нашим делам – и в этом смысле относится к людям несправедливо?

– Да, Он относится к нам милостиво. Человеческая несправедливость – убивает. А Его – животворит. За зло Он воздает благом.

Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией милости. Даже не в духовной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам человек знать, что он умрет, что будет с ним происходить дальше.

Мне кажется, в наше время большинство людей предпочитает жить как бы в забвении, не сообразуясь с реальностью. Не думая о многих вещах, прячась от них.

Но некоторые все-таки хотят знать правду.

– И потому приходят в Церковь.

– Это дает им совершенно иные силы для жизни. Отсекаются лишние, ненужные вещи. Все незначительное теряет смысл. А подлинное, настоящее (даже малое!) становится необыкновенно значимым.

Конечно, на этом пути теряются друзья, которые только казались друзьями. Иногда остаешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно сказать: «Господи, вот теперь я могу найти хотя бы одного настоящего друга!» Это касается любой дружбы – с Богом, людьми…

– И даже с нашими пристрастиями – столом, кошельком?

– Да-да, где обман заканчивается, происходит разочарование. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно благодатно. Пропадает фальшь. Через ее утрату человек открывает живую Истину.

– Неужели это и есть Божие наказание?!

– Да, в самом настоящем смысле. Господь открывает нам нашу жизнь. Слово «наказание» происходит от глагола «казать», «показывать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откроется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего открывать не будет.

И когда приходит наказание (откровение о мире), можно спросить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и принимает твою лесть? Не лучше ли честное отношение?

Современная культура дает ничтожное количество примеров подлинной жизни. Вместо нее нам предлагают нечто похожее на жизнь.

– Вкусовые добавки, «идентичные натуральным».

Предлагаем ознакомиться  Что делать и куда обращаться если не платят или задерживают зарплату

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

– Количество подмен, обманов, лукавства, лицемерия, лжи в этом смысле – колоссальное. Все кризисы – от этого. В переводе с греческого языка «кризис» – суд. Судится наше восприятие мира. Об этом Господь говорил: «Смотрите, как вы слушаете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».

– В каком смысле чисты?

– Не в том, что я не различаю хорошего и плохого. А в том, что вижу все как есть.

Какие-то вещи проще заметить в окружающих, чем в себе. Но те ошибки, которые мы видим вокруг, начинаются внутри нас. И нужно настоящее мужество, чтобы понять это. Нет ничего больнее, чем узнавать правду о себе. Поэтому слово «наказание» для нас непременно связано с болью.

Чтобы добиться в жизни чего-то достойного, всегда требуются мучения. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете сказано: «Где много мудрости, там много печали. Кто умножает премудрость, умножает скорбь».

Вот и нам нужно увидеть: мир наш – гибнущий. Это ад, в котором распяли Бога. Как мы еще живем? Непонятно. Потому-то наши времена называются последними.

– Впервые эти слова прозвучали из уст апостолов, переживших распятие Христа.

– У людей уже просто нет никакой иной возможности жить, как только Воскресением Господа, Его силой и милостью. Наивно ожидать, что на земле будет хорошо. Здесь происходит свободный суд души. Мы решаем, что для каждого из нас лучше: иметь хоть малую причастность к Богу (и тогда все неустройство мира – ничто!) или проклясть эту жизнь, от которой нечего ждать, и успеть схватить, потребить побольше.

– Потому и общество – потребления…

– Мы рождаемся несовершенными. И если начинаем сравнивать себя с другими, которые чего-то в жизни добились, нам наше состояние тоже представляется наказанием.

– Зависть – наказание?

– Да. А ведь никакие возможности не закрыты от человека. Другой вопрос – как их открыть.

В Евангелии рассказывается о слепом. Господа спросили, кто виноват в его слепоте – он сам или родители. Христос сказал: «Никто. Это для того, чтобы открылась слава Божия».

Бог из небытия создает человека, Свое дыхание в него вкладывает. Растит, учит дорожить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что человек хорошо или плохо поступает.

Часто причины нашего нынешнего состояния мы ищем в прошлом. Это верно только отчасти. Потому что прошлую жизнь и даже ее смысл можно изменить.

– Как?

– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже ошибались, падали. И мы вслед за ними можем сказать: «Господи, прости! И нас, и наших близких, которые нам нужны и для нас важны!» И само существо жизни будет меняться.

Жить и считать, будто мне плохо, потому что я расплачиваюсь за грехи предков, – это эгоизм. А потерпеть, принести себя хоть в малую жертву ради другого, порадоваться ему – уже по-христиански.

https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv

Нам кажется, что наказание – это всегда плохо.

– Но, оказывается, это всегда хорошо.

– И святые люди благодарили: «Господи, Ты мне даешь потрудиться вместе с Тобой! Какое блаженство!»

Мы привыкли считать удачей, когда удается улизнуть от труда. Но это глупо. Лучше самому ходить на ногах, чем смотреть по телевизору, как кто-то бегает.

Потерпеть, чтобы жизнь дальше раскрылась – это дело именно Божие. У Бога цели и причины – в будущем. А у нас чаще всего – наоборот. Поэтому для нас наказание – удар, окрик, мучение. А для человека любящего – открытие возможностей.

– Значит, болезни, моры, войны – совсем не наказание Божие?

– Нет, это последствия нашей жизни. Мы отходим от Бога – и начинаем уничтожать сами себя, утверждаться за счет других. Надо удивляться тому, что войн и моров мало.

Земля – ад. Превратить ее в рай не получится. Но смягчить боль, страдания друг друга можно. И не надо ждать от своих близких великих подвигов. Если человек хоть чуть-чуть сдержался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не замечаем – и очень зря. А ведь сами-то чувствуем, когда нас не понимают именно в этом.

Почему Бог наказывает детей за грехи родителей?

Надо
сразу сказать, что Бог не наказывает детей за грехи родителей, все же каждый
человек наказывается за свои грехи. Но почему возникает такой вопрос? Давайте
обратимся к Священному Писанию как к самому достоверному источнику, говорящему
о взаимоотношениях Бога и человека. 

Я Господь, Бог твой,
Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого
[рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и
соблюдающим заповеди Мои (Исх 20:5–6). Вот, казалось бы, прямое
указание. Дети наказываются за вину отцов, причем даже до третьего и четвертого
рода.

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…(Исх 20:4–5). Но что еще важнее, Бог наказывает детей за вину отцов — не
безвинных детей за преступления предков, что даже несогласно с другими местами
Священного Писания, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих
Меня») коренится в виновности их отцов. Если дети не поступают по грехам отцов,
то они невиновны.

Отцы не должны быть
наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за
отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор 24:16).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В те дни уже не будут
говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый
будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у
того на зубах и оскомина будет (Иер 31:29–30).

И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в
земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на
зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить
пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа
сына — Мои: душа согрешающая, та умрет.

Но если у него родился сын разбойник, проливающий
кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем,
{amp}lt;…{amp}gt; делает мерзость, {amp}lt;…{amp}gt; то будет ли он жив? [Нет], он не будет
жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на
нем.

Но если у кого родился сын, который, видя все грехи
отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: {amp}lt;…{amp}gt;
исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за
беззаконие отца своего; он будет жив.

А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата
и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.

Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца
своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает
и исполняет их; он будет жив.

Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца,
и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие
беззаконного при нем и остается.

Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по
путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений
ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. {amp}lt;…{amp}gt; Ибо Я не хочу смерти
умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез 18:1–5,
9–11, 12–14, 17–20, 30, 32).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

«Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе
правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и
иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии?
Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей.
Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Фото на заставке: mark m

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector