Нормы расположения автостоянок от жилых домов

Нормы расположения автостоянок от жилых домов

Приложение Г (обязательное). Нормативные показатели плотности застройки территориальных зон

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: 7 (499) 938-41-00 Москва; 7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; 7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

В настоящем своде правил использованы ссылки на нормативные, правовые, нормативно-технические документы и стандарты Российской Федерации, которые включены в перечень законодательных и нормативных документов, приведенный в справочном приложении А.Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Приложение А(обязательное)

Конституция Российской ФедерацииЗемельный кодекс Российской ФедерацииГрадостроительный кодекс Российской ФедерацииВодный кодекс Российской ФедерацииЛесной кодекс Российской ФедерацииФедеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»Федеральный закон от 10 января 2002 г.

N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»Федеральный закон от 03 марта 1995 г. N 27-ФЗ «О недрах»________________ Вероятно ошибка оригинала. Федеральный закон от 03 марта 1995 г. N 27-ФЗ имеет наименование «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»; «О недрах» — наименование закона Российской Федерации от 21.02.92 2395-1.

— Примечание изготовителя базы данных. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»Федеральный закон от 22 июня 1995 г.

N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»Федеральный закон от 4 сентября 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»Федеральный закон от 27 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г.

ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определенияГОСТ 17.6.3.01-78* Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов. Общие требованияГОСТ 17.5.1.02-85 Классификация нарушенных земель для рекультивацииГОСТ 17.1.5.02-80 Охрана природы. Гидросфера.

Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектовГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качествомГОСТ 17.5.3.01-78 Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городовГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земельГОСТ 2761-84* Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Гигиенические, технические требования и правила выбораГОСТ 17.5.1.02-85 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации________________ Текст соответствует оригиналу (повтор). — Примечание изготовителя базы данных.ГОСТ 17.6.3.01-78 Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов________________ Текст соответствует оригиналу (повтор).

— Примечание изготовителя базы данных.ГОСТ 22283-88 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измеренияГОСТ 23337-78* Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданийГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного составаГОСТ 12.3.

047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля________________ Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 12.3.047-98. — Примечание изготовителя базы данных.СП 14.13330.2011 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума»СП 18.13330.2011 «СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий»СНиП 23-01-99* Строительная климатология

СП 21.13330.2010 «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах»________________ На территории Российской Федерации действует СП 21.13330.2012. — Примечание изготовителя базы данных.

СП 34.13330.2010 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»________________ На территории Российской Федерации действует СП 34.13330. — Примечания изготовителя базы данных.

СНиП 32-03-96 АэродромыСП 31.13330.2010 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»________________ На территории Российской Федерации действует СП 31.13330.2012. — Примечания изготовителя базы данных. СП 32.13330.2010 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»________________ На территории Российской Федерации действует СП 32.13330.2012. — Примечания изготовителя базы данных.

СП 36.13330.2010 «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы»________________ На территории Российской Федерации действует СП 36.13330.2012. — Примечание изготовителя базы данных. СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопленияСП 58.13330.2010 «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения.

Основные положения»________________ На территории Российской Федерации действует СП 58.13330.2012. — Примечание изготовителя базы данных. СНиП 41-02-2003 Тепловые сетиСП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы»СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооруженияСНиП 2.05.

13-90 Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктовСНиП 22-01-95 Геофизика опасных природных воздействийСП 52.13330.2010 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»________________ На территории Российской Федерации действует СП 52.13330.2011. — Примечание изготовителя базы данных. СП 59.13330.

2010 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»______________ На территории Российской Федерации действует СП 59.13330.2012. — Примечание изготовителя базы данных. СанПиН 2.1.2.1002-00 Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям________________ На территории Российской Федерации документ не действует.

Действуют СанПиН 2.1.2.2645-10. — Примечание изготовителя базы данных.СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных местСанПиН 2605-82 Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки________________ На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. — Примечание изготовителя базы данных.

СанПиН 3077-84 Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки________________ На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СН 2.2.4/2.1.8.562-96. — Примечание изготовителя базы данных.СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов

СанПиН 2963-84* Временные санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия магнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами________________* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. — Примечание изготовителя базы данных.

СанПиН 2971-84 Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты

СанПиН 2.1.6.983-00 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест________________ На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СанПиН 2.1.6.1032-01. — Примечание изготовителя базы данных.СанПиН 2.1.4.544-96 Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.

СанПиН 2.1.4.559-96 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества________________ На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СанПиН 2.1.4.1074-01. — Примечание изготовителя базы данных.

СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначенияСанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных водСанПиН 2.1.4.027-95 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения________________ На территории Российской Федерации документ не действует.

Действуют СанПиН 2.1.4.1110-02. — Примечание изготовителя базы данных.СанПиН 4631-88 Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения________________ На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СанПиН 2.1.5.2582-10. — Примечание изготовителя базы данных.

Приложение М (рекомендуемое). Нормы накопления бытовых отходов

Расстояние от автомобильной стоянки до жилого дома

Все нормы и правила парковки транспортных средств во дворах жилых домов регламентированы вышеперечисленными нормативными актами. Их изучение позволит избежать непроизвольных нарушений, а также подскажет как вести себя в спорной ситуации. Так, 17 пункт Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” регламентирует правила поведения в жилой зоне. А пункт 17.

Документом, регламентирующим правила парковки во дворе являются санитарные нормы. Именно в них четко прописаны основные нюансы размещения парковочных мест, а также нормы поведения владельцев транспортных средств.

Санитарные нормы, касающиеся парковки во дворах жилых домов гласят, что:

  • Расстояние между парковочным карманом и стоянкой для автомобилей (не превышающей 10 единиц ТС) не может составлять менее 10м.
  • Если на парковке могут разместиться до 50 единиц транспортных средств, то необходимо соблюдать все требования нормативных актов и обустроить специализированную территорию для парковки автомобилей. Она должна располагаться не ближе 15 м от окон жилого дома.
  • При количестве ТС от 51 до 100 этот интервал составляет не менее 25м.
  • 101-300 автомобилей следует припарковывать не ближе 35м от жилого дома.
  • А для стоянки, которая вмещает в себя свыше 300 транспортных средств, это расстояние не может быть менее 50м.
Внимание

Чтобы обустроить парковку собственникам жилых домов следует приватизировать придомовую территорию. Это потребует обращения к юристам и сбора определенного пакета документации. Важно понимать, за оборудование парковки должно проголосовать не менее 75% всех собственников. В противном случае оборудование парковочных мест (от 10 до 50 единиц ТС) будет незаконным.

Жильцы, которые не согласны с самовольной организацией парковки во дворе, имеют право обратиться с жалобой в одну из нижеперечисленных инстанций:

  • Санитарная инспекция;
  • Пожарная инспекция;
  • Инженерная служба данного района;
  • Экологическая служба.
К сведению

Застройщикам рекомендовано заранее планировать парковочные места или же оборудовать вместительную подземную парковку. В большинстве регионов это решение имеет рекомендательный характер и застройщик получает такое письмо на этапе планирования территории для строительства.

Учитывая сложную ситуацию с парковочными местами во дворах многоквартирных домов, следует перед приобретением недвижимости заранее уточнять наличие свободного места для собственного автомобиля.

Если во дворе многоквартирного дома один из жильцов регулярно нарушает правила парковки, то его следует привлечь в административной ответственности. Не стоит взывать к помощи общественных организаций или пытаться в диалоге объяснить суть нарушения. Существует простое и эффективное решение, которое позволяет без конфликтов привлечь нарушителя к ответственности.

Необходимо выполнить несколько действий:

  • зафиксировать нарушение при помощи фото/видео камеры;
  • вызвать инспектора ГИБДД на место нарушения;
  • передать ему собранные фото/видеоматериалы и сообщить данные нарушителя (личные данные или государственный номер транспортного средства).
К сведению

Если нарушителей несколько, то на каждый припаркованный автомобиль необходимо предоставить фото/видео материалы. В этом случае инспектор выпишет сразу несколько штрафов за неправильную парковку.

Оформить штраф может также сотрудник пожарной инспекции в том случае, если стоянка повлекла за собой невозможность потушить возгорание. В случае, если правонарушение не попадает в зону ответственности ГИБДД, то следует обратиться в санитарную инспекцию и предоставить им необходимые материалы и данные.

Внимание

Сообщить о правонарушении могут не только жильцы многоквартирного дома, но и сотрудники управляющей компании (УК). Такое развитие событий возможно в случае, если транспортные средства препятствуют погрузке и вывозу бытовых отходов. А представители коммунальных служб оставляют за собой право вызова эвакуатора для освобождения места возле мусорных баков.

Нормы расположения автостоянок от жилых домов

Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.

Необходимо выполнить следующие действия:

  • Получить кадастровый номер, который выделяется участку при постановке на кадастровый учет.
  • Разработать проект стоянки.
  • Приватизировать придомовую территорию.
  • Провести общее собрание собственников жилья, на котором не менее 75% жильцов дадут свое согласие на организацию парковки.
  • Написать в УК заявление с просьбой оборудовать парковку.
  • Получить согласие надзорных органов (Роспотребнадзора и т.д) на оборудование стоянки во дворе жилого дома.

Помимо этого потребуется оплатить государственную пошлину в размере 100р для получения о кадастровом номере.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: 7 (499) 938-41-00 Москва; 7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; 7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Если все этапы были осуществлены в соответствии с законодательной базой РФ, то спустя непродолжительное время во дворе дома будет оборудована стоянка для транспортных средств жильцов. В дальнейшем, собственники жилья в добровольном порядке определяют количество и расположение мест на новой парковке.

ВАЖНО

Ежегодно за оборудованную парковку необходимо будет оплачивать налоги. Это следует учитывать при вынесении решения о её создании.

Чтобы получить личное парковочное место на общей стоянке необходимо, чтобы оно было выделено путем нанесения на твердое покрытие грунта специальных меток. Это могут быть разделительные линии или установленные маячки. Закрепить право собственности на стоянке можно только при условии, что оно полностью удовлетворяет всем требованиям и его размер составляет не менее 5,3*2,5м. при этом, максимальный размер места на стоянке оговорен в соответствующей документации и не может превышать 6,2*3,6м.

Нормативные документы четко прописывают расстояние, на котором может автостоянка или парковка находиться от зданий. Так, документом СП 42.13330.2011 (СНиП 2.07.01-89) четко оговорено строительство городов и застройка поселений, как городских, так и сельских.

Расстояние от стоянки автомобилей до жилого дома напрямую зависит от количества автомобилей на парковке и класса ее огнестойкости:

  1. Если парковка предназначена для стоянки до 10 машин, и при этом гараж имеет повышенный класс огнестойкости, то расстояние до жилого дома может составлять менее 10 м. Такое же расстояние предусмотрено до торца дома без окон и общественного здания. До школы и детского сада должно быть не менее 15 м, а вот до больницы – 25.
  2. Если парковка предназначена для стоянки 11-50 автомобилей, то до жилого дома должно быть не менее 15 м. При условии, что организованная парковка имеет повышенный класс огнестойкости, то до торца жилого дома, на котором нет окон, и общественного здания, может быть меньше 10 м. До детского учреждения должно быть не менее 25 м, до больницы – 50 м.
  3. На парковке будет стоять 51-100 авто? Тогда до ближайшего жилого дома должно быть не менее 25 м. До торца жилого дома без окон и общественных зданий достаточно отмерить 15 м. От детского сада и школы нужно отступить 25 м. Расстояние от больницы до парковки должно быть согласовано с руководством учреждения.
  4. Парковка для 101-500 автомобилей должна находиться не ближе 35 м от жилого дома. До торца дома без окон и общественного здания должно быть не менее 25 м, до школы или детского сада – 50 м. До больницы расстояние придется согласовывать с руководством учреждения.

Следует учитывать, что от жилого дома метраж считается не от стены. Учитывается расстояние от окон до парковки, кроме ситуаций с торцом здания. В случае с детскими и социальными объектами отсчет идет от границы территории учреждения.

Нормы расположения автостоянок от жилых домов

Расстояние от парковки до детской площадки также регламентирует СанПиН. Это расстояние зависит от вместимости парковки. Для парковок вместимостью до 10 автомобилей достаточно 15 м. При более вместительных вариантах должно быть расстояние в 25 м.

Дистанция от автостоянки до многоквартирного жилого сооружения четко регламентировано нормативной документацией СП 42.13330.2011 (СНиП 2.07.01-89*) о строительстве городов, планировке и застройке городских или сельских поселений. Пункт 2.9 данного документа требует организацию основных проездов для подъезда к жилым районам, а к отдельностоящим жилым сооружениям требуется организация второстепенных проездов, параметры которых определяются таблицей 8 данных норм.

Пункт 6.39 требует урегулировать расстояния между наземными и наземно-подземными гаражами, открытыми стоянками, которые предназначаются для постоянной или временной парковки транспортных средств, а также станций ТО до жилых сооружений и стационарных медицинских учреждений, которые расположены на селитебных территориях в соответствии с таблицей 10, которая приведена далее.

Предлагаем ознакомиться  От какой суммы начинается мошенничество в особо крупном и крупном размере? Какое наказание грозит по ст. 159 УК РФ?

Таблица 10*

Примечания*:

  1. Замеры дистанции проводятся от окна жилого сооружения или сооружения общественного типа, в том числе от края земельного участка общеобразовательного сооружения, детских дошкольных учреждений или медицинских учреждений стационарного типа до границы открытых стоянок или стен гаражей.
  2. Дистанция между стенами жилых сооружений и открытыми площадками, которые вмещают от 101 до 300 автомобилей, расположенных вдоль фасада, необходимо принять не меньше 50 метров.
  3. Гаражные сооружения I-II степени устойчивости к огню, могут обладать сокращенным на четверть расстоянием, взятым из табл. 10*, но только в случае, если гараж не имеет открывающихся оконных рам и выездов, направленных к жилому и общественному сооружению.
  4. Гаражи или открытые автостоянки вместительностью свыше 300 мест, а также станции ТО при количестве постов свыше 30, могут располагаться вне жилых районов на производственных участках, на дистанции не меньше 50 метров от жилого сооружения. Устанавливать расстояние требуется предварительно согласуя его с санэпиднадзором.
  5. Гаражные сооружения, которые обладают вместимостью более 10 транспортных средств, допускается строить на дистанции, указанной в табл. 10* с интерполяцией.
  6. Одноэтажные гаражные боксы, принадлежащие гражданам, могут иметь обустроенные погреба. Помимо этого, пунктом 2 приложения 1 о противопожарных требованиях, указано, что в момент проектировки проезда или пешеходного перехода, требуется закладывать возможность легкого доступа пожарной техники к жилым или общественным сооружениям, включая встроено-пристроенные сооружения, а также доступ техники с автолестницами или подъемниками в любую квартиру и комнату. Дистанция между проездом и стеной сооружения, должна быть от 5 до 8 метров для сооружении, имеющих менее 10 этажей, и от 8 до 10, для зданий, которые имеют более 10 этажей. Данная зона должна быть огороженной и не иметь воздушных линий передачи электроэнергии, также не допускается посадка деревьев на данной территории. Вдоль фасада сооружения, не имеющего входов, необходимо обустраивать полосы в 6 метров шириной, которые необходимы для подъезда пожарной техники, с учетом всех нагрузок, которые примут на себя грунт и покрытие полосы.

Приложение Ж (рекомендуемое). Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков

Важно понимать, что правила парковки во дворе многоквартирного дома также регламентированы ПДД. К числу основных моментов, на которые следует обратить внимание автомобилистам, относятся:

  • Остановка или же стоянка ТС во дворе с работающим двигателем допустима не более чем на 5 минут. Этого времени достаточно для высадки или посадки пассажиров, а также выполнения манипуляций с грузом. Несоблюдение данного правила грозит жалобой от соседей в соответствующую инстанцию. Аналогичным образом карается и длительный прогрев автомобиля в зимнее время года в жилой зоне.

    Инспектор ГИБДД вправе оформить штраф на сумму от 1500 до 3000 рублей в зависимости от размеров населенного пункта.

  • Водителям большегрузных автомобилей запрещено оставлять транспортное средство во дворах жилых домов. Для таких ТС существуют специально оборудованные карманы и стоянки. Размер штрафа также составляет от 1500 до 3000р. Данное правило касается автомобилей, масса которых превышает 3,5т.
  • К числу нарушений также относится парковка транспортного средства на тротуаре (п. 3 ст. 12.19 КоАП). Такое решение может повлечь за собой эвакуацию автомобиля. Владельцу придется не просто внести штраф за неправильно припаркованное ТС, но и оплатить работу эвакуатора. Стоимость услуг эвакуатора оплачивается по действующему прейскуранту, а размер штрафа составляет 2000р. Принимая такое решение следует учитывать, что разрешено эвакуировать автомобили, размещенные на тротуарах, включая придомовую территорию и дворы многоквартирных домов.
  • Затрудненный проезд для других транспортных средств, включая автомобили спецслужб (скорая помощь, коммунальные службы, МЧС и т.д.) также попадает под категорию правонарушения (ст. 12.19 ч. 4 КоАП). Размер штрафных санкций определяет инспектор ГИБДД в зависимости от возникшей опасности и того, к каким последствиям привело оставление автомобиля в неположенном месте. Он может варьировать от 2000 до 3000р.
  • Отдельного внимания заслуживает парковка во дворе вблизи мусорных контейнеров. Оптимальным расстоянием признано не менее 5м, что позволяет коммунальным службам выполнять свои непосредственные обязанности без помех. Штраф за стоянку автомобиля ближе, чем на 5м от места расположения мусорных контейнеров влечет за собой штраф на имя владельца. Сумма штрафных санкций колеблется в интервале от 2000 до 5000р в зависимости от ситуации.
Внимание

Парковка на газоне, расположенном на придомовой территории также является нарушением действующего законодательства. Во дворах многоквартирных домов, имеющих проблемы с наличием свободных мест для стоянки, такая проблема возникает неизбежно. Собственники могут обжаловать такое решение автовладельца.

В ряде случаев владельцы транспортных средств могут обжаловать выписанные штрафы за нарушение правил парковки во дворе. К таким моментам относится парковка на газоне в зимнее время. Это нарушение неизбежно влечет за собой наложение на владельца штрафных санкций. Но существует возможность оспорить решение контролирующих организаций.

Сделать это можно при одном нюансе: в зимнее время жалоба от собственников жилья должна поступить в санитарные службы, а в летнее время — в ГИБДД. Если же ваши соседи обратились с подобной жалобой в ГИБДД в зимнее время года (при наличии снежного покрытия), то выписанный штраф можно смело обжаловать в суде. Основанием для апелляции служит отсутствие должной видимости.

К сведению

Аргументом водителя может стать тот факт, что он просто не заметил газона под слоем снега.

Приложение Д(рекомендуемое)

Д.1 Размеры земельных участков, выделяемых около жилых домов на индивидуальный дом или квартиру, в зависимости от применяемых типов жилых домов, характера формирующейся застройки (среды), ее размещения в структуре городов разной величины следующие:400-600 м и более (включая площадь застройки) — при одно-, двухквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке усадебного типа на новых периферийных территориях или при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки малых городов, на резервных территориях малых и средних городов в сельскохозяйственных районах, в новых или развивающихся поселках в пригородных зонах городов любой величины;

200-400 м (включая площадь застройки) — при одно-, двух- или четырехквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке коттеджного типа на новых периферийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших городов, при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки и в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне городов любой величины;

60-100 м (без площади застройки) — при многоквартирных одно-, двух-, трехэтажных домах в застройке блокированного типа на новых периферийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших и крупных городов, в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне крупных и крупнейших городов и в условиях реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки городов любой величины;

30-60 м (без площади застройки) — при многоквартирных одно-, двух-, трехэтажных блокированных домах или 2-, 3-, 4(5)-этажных домах сложной объемно-пространственной структуры (в том числе только для квартир первых этажей) в городах любой величины при применении плотной малоэтажной застройки и в условиях реконструкции.

Примечание — В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации при осуществлении компактной застройки поселений земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны поселений.

Приложение Е(рекомендуемое)

Таблица Е.1 — Площадь и размеры земельных участков общетоварных складов на 1 тыс. чел.

Склады общетоварные

Площадь складов, м

Размеры земельных участков, м

для городов

для сельских поселений

для городов

для сельских поселений

Продовольственных товаров

77

19

310*
210

60

Непродовольственных товаров

217

193

740*
490

580

* В числителе приведены нормы для одноэтажных складов, в знаменателе — для многоэтажных (при средней высоте этажей 6 м).

Примечания

1 При размещении общетоварных складов в составе специализированных групп размеры земельных участков рекомендуется сокращать до 30%.

2 В зонах досрочного завоза товаров размеры земельных участков следует увеличивать на 40%.

3 Уровень товарных запасов для общетоварных складов по числу дней розничной продажи (товарообороту) устанавливается органами управления торговлей республик, краев, областей и городов федерального значения.

4 При преимущественном хранении товарных запасов в сельских поселениях площадь складов и размеры земельных участков в них могут быть увеличены с одновременным уменьшением этих показателей в городах.

Таблица Е.2 — Вместимость и размеры земельных участков специализированных складов на 1 тыс. чел.

Склады специализированные

Вместимость складов, т

Размеры земельных участков, м

для городов

для сельских поселений

для городов

для сельских поселений

Холодильники распределительные (для хранения мяса и мясных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла, животного жира, молочных продуктов и яиц)

27

10

190*
70

25

Фруктохранилища

Овощехранилища

Картофелехранилища

17

54

57

90

1300*
610

380

* В числителе приведены нормы для одноэтажных складов, в знаменателе — для многоэтажных.

Примечания

1 В районах выращивания и заготовок картофеля, овощей и фруктов вместимость складов и, соответственно, размеры площади земельных участков принимаются с коэффициентом 0,6.

2 Вместимость хранилищ картофеля и фруктов и размеры земельных участков для хранилищ в городах следует уменьшать за счет организации внегородского хранения, доля которого устанавливается органами управления торговлей республик, краев, областей и городов федерального значения.

Таблица Е.3 Вместимость складов для вахтовых и экспедиционных поселков на 1 тыс. чел.

Склады, единица измерения

Вместимость складов для поселков

вахтовых

экспедиционных

Сухих продуктов, м

0,3

3,5

Холодильники, т

0,01

0,1

Овощехранилища, картофелехранилища, фруктохранилища, т

0,5

0,5

Примечание — Норма складов сухих продуктов и холодильников установлена исходя из месячного запаса для вахтовых и из годового — для экспедиционных поселков. Нормы овоще-, картофеле- и фруктохранилищ установлены исходя из годового запаса.

Таблица Е.4 — Размеры земельных участков складов строительных материалов и твердого топлива на 1 тыс. чел.

Склады

Размеры земельных участков, м

Склады строительных материалов (потребительские)

300

Склады твердого топлива с преимущественным использованием:

угля

300

дров

300

Примечание — Размеры земельных участков складов твердого топлива для климатических подрайонов IА, IБ и IГ следует принимать с коэффициентом 1,5, а для IV климатического района — с коэффициентом 0,6.

Учреждения, предприятия, сооружения, единица измерения

Число*

Размеры земельных участков

Примечания

1

2

3

4

Учреждения народного образования

Детские дошкольные учреждения, место

Устанавливается в зависимости от демографической структуры поселения, принимая расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями в пределах 85%, в том числе общего типа — 70%, специализированного — 3%, оздоровительного — 12%. В поселениях-новостройках** при отсутствии данных по демографии следует принимать до 180 мест на 1 тыс. чел.; при этом на территории жилой застройки размещать из расчета не более 100 мест на 1 тыс. чел.

При вместимости яслей-садов, м, на 1 место: до 100 мест — 40, св. 100 — 35; в комплексе яслей-садов св. 500 мест — 30. Размеры земельных участков могут быть уменьшены: на 30-40% — в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА; на 25% — в условиях реконструкции; на 15% — при размещении на рельефе с уклоном более 20%; на 10% — в поселениях-новостройках (за счет сокращения площади озеленения)

Площадь групповой площадки для детей ясельного возраста следует принимать 7,5 м на 1 место

Игровые площадки для детей дошкольного возраста допускается размещать за пределами участка детских дошкольных учреждений общего типа

Крытые бассейны для дошкольников, объект

По заданию на проектирование

Общеобразовательные школы,
учащиеся

Следует принимать с учетом 100%-ного охвата детей неполным средним образованием (I-IX классы) и до 75% детей — средним образованием (X-XI классы) при обучении в одну смену.

В поселениях-новостройках необходимо принимать не менее 180 мест на 1 тыс. чел.

При вместимости общеобразовательной школы, учащихся***:

Размеры земельных участков школ могут быть: уменьшены на 40% в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА, на 20% — в условиях реконструкции; увеличены: на 30% — в сельских поселениях, если для организации учебно-опытной работы не предусмотрены специальные участки на землях совхозов и колхозов

Спортивная зона школы может быть объединена с физкультурно-оздоровитель-
ным комплексом микрорайона

св. 40 до 400 50 м

на 1 учащегося

» 400 » 500 60

«

св. 500 до 600 50 м

«

» 600 » 800 40

«

» 800 » 1100 33

«

» 1100 » 1500 21

«

» 1500 » 2000 17

«

» 2000

16

«

* Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания не распространяются на проектирование учреждений и предприятий обслуживания, расположенных на территориях промышленных предприятий, вузов и других мест приложения труда. Указанные нормы являются целевыми на расчетный срок для предварительных расчетов и должны уточняться согласно социальным нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Структура и удельная вместимость учреждений и предприятий обслуживания межселенного значения устанавливаются в задании на проектирование с учетом роли проектируемого поселения в системе расселения.

** К поселениям-новостройкам относятся существующие и вновь создаваемые городские и сельские поселения, численность населения которых с учетом строителей, занятых на сооружении объектов производственного и непроизводственного назначений, увеличивается на период ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса в два и более раз.

*** При наполняемости классов 40 учащимися с учетом площади спортивной зоны и здания школы.

Школы-интернаты, учащиеся

По заданию на проектирование

При вместимости общеобразовательной школы-интерната, учащихся:

При размещении на земельном участке школы здания интерната (спального корпуса) площадь земельного участка следует увеличивать на 0,2 га

св. 200 до 300 70 м

на 1 учащегося

» 300 » 500 65

«

» 500 и более 45

«

Межшкольный учебно-производственный комбинат, место*

8% общего числа школьников

Размеры земельных участков межшкольных учебно-производственных комбинатов рекомендуется принимать не менее 2 га, при устройстве автополигона или трактородрома — 3 га

Автотрактородром следует размещать вне селитебной территории

Внешкольные учреждения, место*

10% общего числа школьников, в том числе по видам зданий: Дворец (Дом) творчества школьников — 3,3%; станция юных техников — 0,9%, станция юных натуралистов — 0,4%; станция юных туристов — 0,4%; детско-юношеская спортивная школа — 2,3%; детская школа искусств или музыкальная, художественная, хореографическая школа — 2,7%

По заданию на проектирование

* В городах межшкольные учебно-производственные комбинаты и внешкольные учреждения размещаются на селитебной территории с учетом транспортной доступности не более 30 мин. В сельских поселениях места для внешкольных учреждений рекомендуется предусматривать в зданиях общеобразовательных школ.

Средние специальные и профессионально-
технические учебные заведения, учащиеся

По заданию на проектирование с учетом населения города-центра и других поселений в зоне его влияния

При вместимости профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений, учащихся:

Размеры земельных участков могут быть уменьшены: на 50% в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА и в условиях реконструкции, на 30% — для учебных заведений гуманитарного профиля; увеличены на 50% — для учебных заведений сельскохозяйственного профиля, размещаемых в сельских поселениях

При кооперировании учебных заведений и создании учебных центров размеры земельных участков рекомендуется уменьшать в зависимости от вместимости учебных центров, учащихся:

от 1500 до 2000 на 10%

св. 2000 » 3000 » 20 «

» 3000 » 30 »

Размеры жилой зоны, учебных и вспомогательных хозяйств, полигонов и автотрактородромов в указанные размеры не входят

до 300 75 м

на 1 учащегося

св. 300 до 900 50-65

«

» 900 » 1600 30-40

«

Высшие учебные заведения, студенты

По заданию на проектирование

Зоны высших учебных заведений (учебная зона) на 1 тыс. студентов, га: университеты, вузы технические — 4-7; сельскохозяйственные — 5-7; медицинские, фармацевтические — 3-5; экономические, педагогические, культуры, искусства, архитектуры — 2-4; институты повышения квалификации и заочные вузы — соответственно их профилю с коэффициентом — 0,5; специализированная зона — по заданию на проектирование; спортивная зона — 1-2; зона студенческих общежитий — 1,5-3. Вузы физической культуры проектируются по заданию на проектирование

Размер земельного участка вуза может быть уменьшен на 40% в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА и в условиях реконструкции. При кооперированном размещении нескольких вузов на одном участке суммарную территорию земельных участков учебных заведений рекомендуется сокращать на 20%

Учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения

Дома-интернаты

Дома-интернаты для престарелых, ветеранов труда и войны, организуемые производственными объединениями (предприятиями), платные пансионаты, место на 1 тыс. чел. (с 60 лет)

28*

По заданию на проектирование


То же*

Нормы расчета учреждений социального обеспечения следует уточнять в зависимости от социально-демографических особенностей региона

Дома-интернаты для взрослых инвалидов с физическими нарушениями, место на 1 тыс. чел. (с 18 лет)

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

Детские дома-интернаты, место на 1 тыс. чел. (от 4 до 17 лет)

3

По заданию на проектирование

Психоневрологические интернаты, место на 1 тыс. чел. (с 18 лет)

3

При вместимости интернатов, мест:

до 200 125 м

на 1 место

св. 200 до 400 100

«

» 400 » 600 80

«

Специальные жилые дома и группы квартир для ветеранов войны и труда и одиноких престарелых, место на 1 тыс. чел. (с 60 лет)

60

Специальные жилые дома и группы квартир для инвалидов на креслах-колясках и их семей, место на 1 тыс. чел. всего населения

0,5

Учреждения медико-социального обслуживания (хоспис, геронтологический центр, гериатрический центр, дом сестринского ухода), 1 койка

Учреждения здравоохранения

2 на 1000 лиц старшей возрастной группы (ЛСВГ)

По заданию на проектирование

Возможно размещение в пригородной зоне

Стационары для взрослых и детей для интенсивного лечения и кратковременного пребывания (многопрофильные больницы, специализированные стационары и медицинские центры, родильные дома и др.) с вспомогательными зданиями и сооружениями

Необходимые вместимость и структура лечебно-профилактических учреждений определяются органами здравоохранения и указываются в задании на проектирование

При мощности стационаров, коек:

Для стационаров с неполным набором вспомогательных зданий и сооружений площадь участка может быть соответственно уменьшена по заданию на проектирование. Для размещения парковой зоны, а также при необходимости размещения на участке вспомогательных зданий и сооружений для обслуживания стационара большей конечной мощности, чем расчетная (для других стационаров или поликлиник), площадь участка должна быть соответственно увеличена по заданию на проектирование. При размещении двух и более стационаров на одном земельном участке общую его площадь следует принимать по норме суммарной вместимости стационаров.

до 50 150 м

на 1 койку

св. 50 до 100 150-100

«

св. 100 до 200 100-80

м на 1 койку

» 200 » 400 80-75

«

» 400 » 800 75-70

«

» 800 » 1000 70-60

«

» 1000 60

«

Стационары для взрослых и детей для долговременного лечения (психиатрические, туберкулезные, восстановительные и др.) со вспомогательными зданиями и сооружениями

Необходимые вместимость и структура лечебно-профилактических учреждений определяются органами здравоохранения и указываются в задании на проектирование

При мощности стационаров, коек:

На одну койку для детей следует принимать норму всего стационара с коэффициентом 1,5. В климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА, а также в условиях реконструкции и в крупных и крупнейших городах земельные участки больниц допускается уменьшать на 25%. Размеры участков больниц, размещаемых в пригородной зоне, следует увеличивать по заданию на проектирование

до 50

300 м

на 1 койку

св. 50 до 100

300-200

«

» 100 » 200

200-140

«

» 200 » 400

140-100

«

» 400 » 800

100-80

«

» 800 » 1000

80-60

«

» 1000

60

«

Поликлиники, амбулатории, диспансеры без стационара, посещение в смену

На 100 посещений в смену — встроенные; 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,2 га

Размеры земельных участков стационара и поликлиники (диспансера), объединенных в одно лечебно-профилактическое учреждение, определяются раздельно по соответствующим нормам и затем суммируются

То же

0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га

То же

Станции (подстанции) скорой медицинской помощи, автомобиль

1 на 10 тыс. чел. в пределах зоны 15-минутной доступности на специальном автомобиле

0,05 га на 1 автомобиль, но не менее 0,1 га

Выдвижные пункты скорой медицинской помощи, автомобиль

1 на 5 тыс. чел. сельского населения в пределах зоны 30-минутной доступности на специальном автомобиле

0,05 га на 1 автомобиль, но не менее 0,1 га

Фельдшерские или фельдшерско-
акушерские пункты, объект

По заданию на проектирование

0,2 га

Аптеки групп:

По заданию на проектирование

I-II

0,3 га или встроенные

III-V

0,25 » » «

VI-VIII

0,2 » » «

Молочные кухни, порция в сутки на 1 ребенка (до 1 года)

4

0,015 га на 1 тыс. порций в сутки, но не менее 0,15 га

Раздаточные пункты молочных кухонь, м общей площади на 1 ребенка (до 1 года)

0,3

Встроенные

Учреждения санаторно-курортные и оздоровительные, отдыха и туризма

Конкретные значения нормативов земельных участков в указанных пределах принимаются по местным условиям. Размеры земельных участков даны без учета площади хозяйственных зон

Санатории (без туберкулезных), место

По заданию на проектирование

125-150

м на 1 место

В сложившихся приморских, горных курортах и в условиях их реконструкции, а также для баз отдыха в пригородных зонах крупнейших и крупных городов размеры земельных участков допускается уменьшать, но не более чем на 25%

Санатории для родителей с детьми и детские санатории (без туберкулезных), место

То же

145-170

» » » «

Санатории-

профилактории, место

«

70-100

» » » «

В санаториях-
профилакториях, размещаемых в пределах городской черты, допускается уменьшать размеры земельных участков, но не более чем на 10%

Санаторные детские лагеря, место

«

200

» » » «

Дома отдыха (пансионаты), место

«

120-130

» » » «

Дома отдыха (пансионаты) для семей с детьми, место

«

140-150

» » » «

Базы отдыха предприятий и организаций, молодежные лагеря, место

«

140-160

» » » «

Курортные гостиницы, место

«

65-75

» » » «

Детские лагеря, место

«

150-200

» » » «

Оздоровительные лагеря для старшеклассников, место

«

175-200

» » » «

Дачи дошкольных учреждений, место

«

120-140

» » » «

Туристские гостиницы, место

«

50-75

» » » «

Для туристских гостиниц, размещаемых в крупнейших и крупных городах, общественных центрах, размеры земельных участков допускается принимать по нормам, установленным для коммунальных гостиниц

Туристские базы, место

«

65-80

» » » «

Туристские базы для семей с детьми, место

«

95-120

» » » «

Мотели, место

«

75-100

» » » «

Кемпинги, место

«

135-150

» » » «

Приюты, место

«

35-50

» » » «

Институты культового назначения

Приходской храм, 1 место

7,5 храмов на 1000 православных верующих, 7 м на место

Размещение по согласованию с местной епархией

Физкультурно-
спортивные сооружения

Территория

0,7-0,9 га на 1 тыс. чел.

Физкультурно-спортивные сооружения сети общего пользования следует, как правило, объединять со спортивными объектами образовательных школ и других учебных заведений, учреждений отдыха и культуры с возможным сокращением территории

В климатических подрайонах IA, IБ, IД и IIА указанные размеры земельных участков комплексов физкультурно-
спортивных сооружений допускается уменьшать до 50%

Для малых поселений нормы расчета залов и бассейнов необходимо принимать с учетом минимальной вместимости объектов по технологическим требованиям

Комплексы физкультурно-
оздоровительных площадок предусматриваются в каждом поселении

Доступность физкультурно-спортивных сооружений городского значения не должна превышать 30 мин.

Долю физкультурно-
спортивных сооружений, размещаемых в жилом районе, следует принимать % общей нормы:

территории — 35

спортивные залы — 50

бассейны — 45

Помещения для физкультурно-
оздоровительных занятий в микрорайоне, м общей площади на 1 тыс. чел.

70-80

Спортивные залы общего пользования, м площади пола на 1 тыс. чел.

60-80

Бассейны крытые и открытые общего пользования, м зеркала воды на 1 тыс. чел.

20-25

Спортивные залы и крытые бассейны для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, м площади пола, зеркала воды на 1 тыс. чел.

По заданию на проектирование

В поселениях с числом жителей от 2 до 5 тыс. следует предусматривать один спортивный зал площадью 540 м

Для поселений, тыс. чел.:

Спортивный зал

Бассейн

св. 100

120

50

» 50 до 100

130

55

» 25 » 50

150

65

» 12 » 25

175

80

» 5 » 12

200

100

Учреждения культуры и искусства

Помещения для культурно-массовой и политико-воспитательной работы с населением, досуга и любительской

деятельности, м площади пола на 1 тыс. чел.

50-60

По заданию на проектирование

Рекомендуется формировать единые комплексы для организации культурно-массовой, физкультурно-
оздоровительной и политико-воспитательной работы для использования учащимися и населением (с соответствующим суммированием нормативов) в пределах пешеходной доступности не более 500 м

Удельный вес танцевальных залов, кинотеатров и клубов районного значения рекомендуется в размере 40-50%. Минимальное число мест учреждений культуры и искусства принимать для крупнейших и крупных городов. Размещение, вместимость и размеры земельных участков планетариев, выставочных залов и музеев определяются заданием на проектирование. Цирки, концертные залы, театры и планетарии предусматривать, как правило, в городах с населением 250 тыс. чел. и более, а кинотеатры — в поселениях с числом жителей не менее 10 тыс. чел. Универсальные спортивно-зрелищные залы с искусственным льдом предусматривать, как правило, в городах-центрах систем расселения с числом жителей свыше 100 тыс. чел.

Танцевальные залы, место на 1 тыс. чел.

6

По заданию на проектирование

Клубы, посетительское место на 1 тыс. чел.

80

То же

Кинотеатры, место на 1 тыс. чел.

25-35

«

Театры, место на 1 тыс. чел.

5-8

«

Концертные залы, место на 1 тыс. чел.

3,5-5

«

Цирки, место на 1 тыс. чел.

3,5-5

«

Лектории, место
на 1 тыс. чел.

2

«

Залы аттракционов и игровых автоматов, м площади пола на 1 тыс. чел.

3

«

Универсальные спортивно-зрелищные залы, в том числе с искусственным льдом, место на 1 тыс. чел.

6-9

«

Городские массовые библиотеки на 1 тыс. чел. зоны обслуживания при населении города, тыс. чел.*:

«

св. 50

4тыс. ед. хранения
2 читательское место

«

» 10 до 50

4-4,5
2-3

«

«

_______________
* Приведенные нормы не распространяются на научные, универсальные и специализированные библиотеки, вместимость которых определяется заданием на проектирование.

Дополнительно в центральной городской библиотеке на 1 тыс. чел. при населении города, тыс. чел.:

500 и более

0,1тыс. ед. хранения
0,1 читательское место

250

0,2
0,2

«

100

0,3
0,3

«

50 и менее

0,5
0,3

«

Клубы и библиотеки сельских поселений

Клубы, посетительское место на 1 тыс. чел. для сельских поселений или их групп, тыс. чел.:

Меньшую вместимость клубов и библиотек следует принимать для больших поселений

св. 0,2 до 1

500-300

» 1 » 2

300-230

» 2 » 5

230-190

» 5 » 10

190-140

Сельские массовые библиотеки на 1 тыс. чел. зоны обслуживания (из расчета 30-минутной доступности) для сельских поселений или их групп, тыс. чел.:

св. 1 до 2

6-7,5тыс. ед. хранения
5-6 читательское место

» 2 » 5

5-6
4-5

«

» 5 » 10

4,5-5
3-4

«

Дополнительно в центральной библиотеке местной системы расселения (административный район) на 1 тыс. чел. системы

4,5-5тыс. ед. хранения
3-4 читательское место

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Нормы расчета включают всю сеть предприятий торгово-бытового обслуживания независимо от их ведомственной принадлежности и подлежат уточнению в установленном порядке с учетом особенностей союзных республик и регионов. В случае автономного обеспечения предприятий инженерными системами и коммуникациями, а также размещения на их территории подсобных зданий и сооружений площадь участка может быть увеличена до 50%

Городские поселения

Сельские поселения

Магазины, м торговой площади на 1 тыс. чел.

280 (100)*

300

Торговые центры местного значения с числом обслуживаемого населения, тыс. чел.:

В норму расчета магазинов непродовольственных товаров в городах входят комиссионные магазины из расчета 10 м торговой площади на 1 тыс. чел. Магазины заказов и кооперативные магазины принимать по заданию на проектирование дополнительно к установленной норме расчета магазинов продовольственных товаров, ориентировочно — 5-10 м торговой площади на 1 тыс. чел. В поселках садоводческих товариществ продовольственные магазины предусматривать из расчета 80 м торговой площади на 1 тыс. чел.

В том числе:

от 4 до 6

0,4-0,6 га на объект

продовольственных товаров, объект

100 (70)*

100

св. 6 » 10

0,6-0,8 »

» 10 » 15

0,8-1,1 «

» 15 » 20

1,1-1,3 «

непродовольственных товаров, объект

180 (30)*

200

Торговые центры малых городов и сельских поселений с числом жителей, тыс. чел.:

до 1

0,1-0,2 га

св. 1 до 3

0,2-0,4 «

» 3 » 4

0,4-0,6 «

» 5 » 6

0,6-1,0 «

» 7 » 10

1,0-1,2 «

* В скобках приведены нормы расчета предприятий местного значения, которые соответствуют организации систем обслуживания в микрорайоне и жилом районе.

Предприятия торговли, м торговой площади:

На промышленных предприятиях и в других местах приложения труда предусматривать пункты выдачи продовольственных заказов из расчета, м нормируемой площади на 1 тыс. работающих: 60 — при удаленном размещении промпредприятий от селитебной зоны; 36 — при размещении промпредприятий у границ селитебной зоны; 24 — при размещении мест приложения труда в пределах селитебной территории (на площади магазинов и в отдельных объектах)

до 250

0,08 га на 100 м торговой площади

св. 250 до 650

0,08-0,06 «

» 650 » 1500

0,06-0,04 «

» 1500 » 3500

0,04-0,02 «

» 3500

0,02 «

Рыночные комплексы, м торговой площади на 1 тыс. чел.

24-40*

От 7 до 14 м на 1 м торговой площади рыночного комплекса в зависимости от вместимости:

14 м- при торговой площади до 600 м

7 м- св. 3000 м

Для рыночного комплекса на 1 торговое место следует принимать 6 м торговой площади

* Принимать в зависимости от климатических условий и региональных особенностей. Наибольшие значения принимать для IV климатического района. Соотношение площади для круглогодичной и сезонной торговли устанавливается заданием на проектирование.

Предприятия общественного питания, место на 1 тыс. чел.

40 (8)

40

При числе мест, га на 100 мест:

В городах-курортах и городах — центрах туризма расчет сети предприятий общественного питания следует принимать с учетом временного населения: на бальнеологистических курортах до 90 мест, на климатических курортах до 120 мест на 1 тыс. чел.

Потребность в предприятиях общественного питания на производственных предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях рассчитывается по ведомственным нормативам на 1 тыс. работающих (учащихся) в максимальную смену

В производственных зонах сельских поселений и в других местах приложения труда, а также на полевых станах для обслуживания работающих должны предусматриваться предприятия общественного питания из расчета 220 мест на 1 тыс. работающих в максимальную смену

Заготовочные предприятия общественного питания рассчитываются по норме — 300 кг в сутки на 1 тыс. чел. Для городских зон массового отдыха населения в крупных и крупнейших городах следует учитывать нормы предприятий общественного питания: 1,1-1,8 места на 1 тыс. чел.

до 50

0,2-0,25

св. 50 до 150

0,2-0,15

» 150

0,1

Магазины кулинарии, м торговой площади на 1 тыс. чел.

6 (3)

Для производственных предприятий и других мест приложения труда показатель расчета предприятий бытового обслуживания следует принимать в размере 5-10% в счет общей нормы

Предприятия бытового обслуживания, рабочее место на 1 тыс. чел.

9 (2,0)

7

В том числе:

непосредственного обслуживания населения

5 (2)

4

На 10 рабочих мест для предприятий мощностью, рабочих мест:

0,1-0,2 га

10-50

0,05-0,08 «

50-150

0,03-0,04 «

св. 150

Производственные предприятия централизованного выполнения заказов, объект

4

3

0,52-1,2 га

Предприятия коммунального обслуживания

Прачечные, кг белья в смену на 1 тыс. чел.

120 (10)

60

В том числе:

прачечные самообслуживания, объект

10 (10)

20

0,1-0,2 га на объект

фабрики-прачечные, объект

110

40

0,5-1,0 «

Показатель расчета фабрик-прачечных дан с учетом обслуживания общественного сектора до 40 кг белья в смену

Химчистки, кг вещей в смену на 1 тыс. чел.

11,4 (4,0)

3,5

В том числе:

химчистки самообслуживания, объект

4,0 (4,0)

1,2

0,1-0,2 «

фабрики-химчистки, объект

7,4

2,3

0,5-1,0 «

Бани, место на 1 тыс. чел.

5

7

0,2-0,4 «

В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тыс. чел. допускается уменьшать до 3 мест; для городов, размещаемых в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА, — увеличивать до 8, а для поселений-новостроек — до 10 мест

Организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи

Отделения связи, объект

Размещение отделений связи, укрупненных доставочных отделений связи (УДОС), узлов связи, почтамтов, агентств союзпечати, телеграфов, междугородних, городских и сельских телефонных станций, станций проводного вещания объектов радиовещания и телевидения, их группы, мощность (вместимость) и размеры необходимых для них земельных участков следует принимать по нормам и правилам министерств связи РФ и союзных республик

Отделения связи микрорайона, жилого района, га, для обслуживаемого населения, групп:

IV-V (до 9 тыс. чел.)

0,07-0,08

III-IV (9-18 » » )

0,09-0,1

II-III (20-25 » » )

0,11-0,12

Отделения связи поселка, сельского поселения для обслуживаемого населения групп:

V-VI (0,5-2 тыс.чел.)

0,3-0,35

III-IV (2-6 » » )

0,4-0,45

Отделения банков, операционная касса

Операционная касса на 10-30 тыс. чел.

га на объект:

0,2 — при 2 операционных кассах

0,5 — » 7 » «

Отделения и филиалы сберегательного банка операционное место:

в городах

1 операционное место (окно) на 2-3 тыс. чел.

0,05 — при 3 операционных местах

0,4 — » 20 » «

в сельских поселениях

1 операционное место (окно) на 1-2 тыс. чел.

Организации и учреждения управления, объект

По заданию на проектирование

В зависимости от этажности здания, м на 1 сотрудника:

44-18,5 при этажности 3-5

13,5-11 » » 9-12

10,5 » » 16 и более

Областных, краевых, городских, районных органов власти, м на 1 сотрудника:

54-30 при этажности 3-5

13-12 » » 9-12

11 » » 16 и более

Поселковых и сельских органов власти, м на 1 сотрудника:

60-40 при этажности 2-3

Проектные организации и конструкторские бюро, объект

По заданию на проектирование

В зависимости от этажности здания, м на 1 сотрудника:

30-15 при этажности 2-5

9,5-8,5 » » 9-12

7 » » 16 и более

Районные (городские народные суды), рабочее место

1 судья на 30 тыс. чел.

0,15 га на объект — при 1 судье

0,4 га » » 5 судьях

0,3 га » » 10 членах суда

0,5 га » » 25 «

Областные (краевые) суды, рабочее место

1 член суда на 60 тыс. чел. области (края)

Юридические консультации, рабочее место

1 юрист-адвокат на 10 тыс. чел.

Нотариальная контора, рабочее место

1 нотариус на 30 тыс. чел.

Учреждения жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-
эксплуатационные организации, объект:

микрорайона

1 объект на микрорайон с населением до 20 тыс. чел.

0,3 га на объект

жилого района

1 объект на жилой район с населением до 80 тыс. чел.

1 га на объект

Пункт приема вторичного сырья, объект

1 объект на микрорайон с населением до 20 тыс. чел.

0,01 га на объект

Гостиницы, место на 1 тыс. чел.

6

При числе мест гостиницы, м на 1 место:

От 25 до 100-55

св. 100 » 500-30

» 500 » 1000-20

» 1000 » 2000-15

Общественные уборные

1 прибор на 1 тыс. чел.

Бюро похоронного обслуживания

1 объект на 0,5-1 млн. чел.

Дом траурных обрядов

Кладбище традиционного захоронения

0,24 га на 1 тыс. чел.

Размеры земельных участков, отводимых для захоронения, допускается уточнять в зависимости от соотношения кладбищ традиционного захоронения и кладбищ для погребения после кремации, устанавливаемых по местным условиям

Кладбище урновых захоронений после кремации

0,02 га на 1 тыс. чел.

Предлагаем ознакомиться  Что делать, если пришло письмо от приставов

Оборудование парковочных мест при застройке многоквартирного дома. Вопрос-ответ ⋆ КС ЦИТАДЕЛЬ

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

Каким должно быть расстояние от автостоянки до дома

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Предлагаем ознакомиться  Закон о переводе апартаментов в жилой фонд

В связи с этим, пока дом не сдан, подскажите куда обратиться и что конкретно написать в заявлении (возможно коллективном). Должны же быть какие то нормы которые обязывают застройщика предусматривать определенное количество парковочных мест на многоквартирный дом.

Уже сейчас во дворе все забито машинами, а что будет когда дом сдадут и начнутся продажи квартир. Куда в таком случае шуметь?

Исходя из требований действующего законодательства при проектировании многоквартирных домов застройщик для получения разрешения на строительство обязаны включить в проект места для парковок, количество и порядок размещения которых закреплен законодательно.

Так, в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»:

  • Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений (п. 2.3);
  • По внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. К площадкам мусоросборников необходимо предусматривать подъезд для специального транспорта (п. 2.5);
  • На земельных участках должны быть предусмотрены подъезды и проходы к каждому зданию. Места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей, должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов (п. 2.8).

Исходя из уровня автомобилизации, рассчитывается количество машин для планируемого количества проживающих жильцов.

Согласно СП 42.133330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» обеспеченность транспортном составляет 350 машин на 1000 человек (на практике этот показатель выше). Фактически предусмотренные места для машин будут составлять 25 процентов от установленного на данное количество жильцов количества машин.

При оборудовании парковочных мест должны быть учтены требования к расстоянию от мест хранения машин до домов. Минимальное расстояние не может быть менее 10 метров. Далее это промежуток определяется исходя из количества мест для машин и наличия окон в зданиях:

  • парковка с местами от 10 до 50 должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 50-100 машин ­на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 100-­300 автомобилей ­на расстоянии 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами;
  • стоянки с местами до 10 автомобилей должны располагаться от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха на расстоянии не меньше 25 метров;
  • парковки с большим количеством машин -­ на расстоянии не менее 50 метров.

Можно ли ставить машину под окнами жилого дома

Указанные расстояния призваны обеспечь комфорт для проживающих в доме лиц, а также элементарные требования пожарной безопасности.

На территории возле домов не позволяется размещение открытых парковок более, чем на 50 автомобилей. Для большего количества машин нужно организовывать крытые стоянки или гаражные места.

При обустройстве любых парковок не должны пострадать иные элементы благоустройства территории у дома.

Таким образом, если оборудование парковочных мест при застройке указанных вами многоквартирных домов не соответствует указанным выше требованиям, вы вправе обратиться с заявлением в прокуратуру своего населенного пункта.

Несколько недель назад по чатам жильцов многоквартирных домов прокатилась паника — на одном из заседаний, Верховный Суд России подтвердил, что постоянная парковка автомобилей во дворах жилых многоквартирных домов запрещена.

Злосчастный суд

Год назад, один из жильцов многоквартирного дома в Москве, решил, что ему надоело видеть автопарковку в своем дворе. По его словам, машины заняли все пространство во дворе — соседи парковались на дороге, тротуарах, газонах.

  • Ежедневно, от парковки исходил шум, зимой автовладельцы «прогревали» свои автомобили.
  • Активный жилец начал разбираться, и нашел официальный документ — «Санитарные правила».
  • И в этих правилах четко было обозначено:

Т.е. в правилах, на законодательном уровне (т.к. по закону все жильцы должны подчиняться Санитарным правилам), «постоянная» автостоянка запрещена, а «гостевая» парковка разрешена.

По мнению Верховного Суда, постоянная автостоянка — это площадь земли, на которой люди регулярно, на ежедневной основе паркуют свои авто. Т.е., если вы живете в многоквартирном доме, и каждый вечер, приезжая с работы паркуете ее во дворе, то это и есть «постоянная автостоянка».

Что такое «гостевая» парковка? Гостевая парковка — это когда к Вам например приехали в гости, и припарковали свою машину на пару часов прямо под окнами. Это не запрещено законом, если вы приехали не надолго, то можете ставить свой автомобиль прямо у детской площадки.

В результате

Суд, в последней инстанции постановил, что гостевые парковки во дворах могут быть в любом случае.

Так парковать автомобили нельзя — закон

А вот оставлять и хранить свои машины каждый день — во дворе своего дома нельзя.

Что делать жильцам?

Правила расчета нормы парковочных мест для жилых домов и парковки во дворах МКД

Постоянную автостоянку для машин жильцов все таки можно оборудовать ко дворе. Но при этом, должны соблюдаться ряд правил.

К примеру, в СанПине жестко обозначены нормы по удаленности парковки от фасада дома. Так, если брать парковку на 50 машин, она должна быть расположена не ближе чем 15 метров от фасада дома. Если машин во дворе больше — придется отодвигать парковку дальше.

То есть, если во дворе есть свободная площадь под парковку, ее можно оборудовать с согласия всех жильцов. Парковка может быть как платная, так и бесплатная.

Итак, как вы уже понимаете, в 90% случаев, соблюсти закон по нормам Санпина невозможно. Большинство домов (даже новых), проектируются без учета необходимого количества парковочных мест.

Таким образом, по закону в таких дворах нет места для постоянной стоянки, но возможно назвать парковку «гостевой».

Что будет, если все же регулярно парковать свой автомобиль во дворе, прямо под окнами соседей?

Максимальный штраф за подобное — 1000 рублей. Но, при этом, нужно еще доказать, что вы ставите свою машину на постоянной основе.

Т.е. если какому-то «активному» соседу надоест такая парковка у себя под окнами, он может обратиться в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор произведет замеры, и установит, что парковка действительно не может считаться постоянной. В первую очередь должны оштрафовать вашу управляющую компанию, которая не следит за состоянием двора.

Чтобы оштрафовать водителей, оставляющих свои машины во дворе, придется «добыть» доказательства. К примеру, записи с камер видеонаблюдения, на которых будет видно, что ваш автомобиль паркуется во дворе постоянно.

С заключение от Роспотребнадзора и с фото-видео доказательствами, гражданин может обратиться в ГИБДД.

После резонансного решения Верховного Суда, местные чиновники могут захотеть «заработать» на штрафах. И делается то все просто — совместно с представителями из Роспотребнадзора обойти все дворы, сделать замеры и написать заключение о нарушениях.

Управляющей компании могут выписать штраф 20 тысяч за каждый двор, плюс по 1000 рублей с каждой припаркованной машины от жильцов.

Пока информации о массовых «облавах» во дворах не поступало. Будут ли чиновники «на местах» или владельцы платных парковок (например) строчить жалобы — не понятно.

Не секрет, что во многих городах России остро стоит вопрос нехватки мест для парковки во дворах. Сегодня личный транспорт есть практически в каждой семье, и поиск свободной площадки часто становится головной болью для автовладельцев.

Предполагаемые нововведения

К числу наиболее противоречивых и ожидаемых нововведений специалисты относят проект «Справедливой России» о соотношении парковочных мест и размеров собственности. Суть проекта заключается в следующем:

  • Для классической однокомнатной квартиры со средней площадью 30-33 кв.м предусматривается наличие 1 парковочного места. Если же площадь собственности превышает 50 кв.м, то его владельцу положено 2 места на стоянке.
  • В многоквартирном доме (свыше 1000 квартир) необходимо наличие 40 гостевых мест для стоянки. Если же речь идет о крупном жилом комплексе, где количество квартир более 2000, то необходимо наличие 80 мест.

Данный законопроект находится в стадии разработки. Он далеко не совершенен, ведь некоторые собственники однокомнатной квартиры имеют 2 автомобиля, а владельцы двухкомнатной квартиры могут обходиться без личного транспортного средства. Следовательно, одним жильцам будет катастрофически не хватать мест для стоянки, а другие парковочные места будут пустовать. Единственным решением станет добровольные договоренности между собственниками.

К сведению

Параллельно, обсуждается законопроект, в котором речь идет о платных парковках вблизи многоквартирных домов и крупных жилых комплексов. Депутаты вынесли предложение о том, чтобы в ночное время эти стоянки были бесплатными. Внедрение законопроекта потребует дополнительного создания реестра всех платных стоянок, благодаря чему жители близь лежащих домов смогут использовать их в темное время суток в качестве дополнительных бесплатных парковочных мест. Контроль за исполнение данного законопроекта предложено переложить на региональные власти.

Нюансы парковки во дворе

Правила расчета нормы парковочных мест для жилых домов и парковки во дворах МКД

Нормативные акты жестко регламентируют правила парковки автомобилей во дворах. Но существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать автовладельцам. Это позволит отстаивать свои права в случае неправомерных действий других собственников или же представителей власти. К таким моментам следует отнести:

  • Штраф за парковку на тротуаре составляет 2000р и грозит эвакуацией ТС. Но ПДД разрешают парковку на тротуаре в том случае, если расстояние для прохода пешеходов составляет не менее 2 м между домом и припаркованной машиной.
  • Также КоАП запрещает сквозное движение через придомовую территорию. Но чтобы избежать штрафа за принятое решение необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/ч. А также совершить остановку на несколько секунд в разрешенном для этого месте. В этом случае автомобилист не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда». А лишь двигается с разрешенной скоростью по придомовой территории, соблюдая правила стоянки во дворах многоквартирных домов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector