УК и ТСЖ при работе с персональными данными

УК и ТСЖ при работе с персональными данными

Контрольные органы требуют конвертировать квитанции для защиты ПДн

Для начала необходимо условиться о терминологии. Все необходимые для понимания термины указаны в ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — 152-ФЗ). Их желательно прочитать хотя бы один раз в жизни. Самый первый вопрос, который обычно задают будущие операторы — какой набор данных о физическом лице считать персональными данными (ПДн).

Печально, что законодатель в п.1 ст.3 152-ФЗ дает следующее размытое понятие: ПДн — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). На сегодняшний день лучше всего ориентироваться на то, что персональными данными физического лица являются те данные, которые позволяют однозначно идентифицировать это самое физическое лицо и прямо к нему относятся, например, фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, имущественное положение и т.д. Юридические лица, как субъекты персональных данных вовсе не имеют.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Далее необходимо разобраться в том, является УК, ТСЖ оператором персональных данных или нет, обязано оно выполнять требования законодательства в области обработки ПДн или нет. Согласно п.2 ст.3 152-ФЗ оператором является юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Исторически сложилось, что УО и ТСЖ направляют жителям домов платёжные документы на бумаге по почте или разносят по почтовым ящикам самостоятельно. При этом чаще всего счёт представляет собой лист формата А4 (половину А4) в раскрытом виде.

Такой формат и способ доставки счетов не защищает персональные данные, указанные в квитанциях, от случайного доступа к ним сторонних лиц, особенно если часть почтовых ящиков в доме сломана. Это прямое нарушение требований конфиденциальности и безопасности личных данных жителей многоквартирного дома.

Платёжные документы должны быть запечатанными в конверт либо свёрнуты таким образом, чтобы указанные в них ПДн были скрыты. Именно такой позиции придерживаются контрольно-надзорные органы – Роскомнадзор и прокуратура. Например, к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ за доставку счетов в незапечатанном виде была привлечена одна из УО Костромской области.

В судебной практике также можно найти примеры, когда суд признавал управляющую организацию виновной в распространении ПДн жителей многоквартирных домов, доставляя бумажные счета за ЖКУ в неконвертируемом виде.

В деле № 2-549 прокуратура подала иск с требованием обязать управляющую организацию обеспечить защиту личных данных, запечатав доставляемые платёжные документы в конверты. Прокурор отметил, что для доставки квитанций в открытом виде субъекты ПДн должны дать на это письменное согласие. В ином случае подобные действия являются нарушением норм № 152-ФЗ.

Суд согласился с доводами прокуратуры и обязал УО принять меры по защите ПДн жителей многоквартирного дома, а также получить их письменное согласие на обработку их личных данных. Подобные выводы приведены и в других судебных решениях, например, по делам № 2-2061/2013, № 2-1913/2013.

По общему правилу оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 ФЗ № 152).

Органом, уполномоченным на защиту прав субъектов персональных данных в соответствии со ст. 23 ФЗ № 152 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Уведомление рекомендуется направлять в территориальный орган Роскомнадзора — управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации оператора в налоговом органе (абз. 2 п. 3.1.13 Приказа Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения». Уведомление должно быть подготовлено и направлено в уполномоченный орган в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями»).

Неуведомление (непредставление или несвоевременное представление) уполномоченного госоргана в порядке ст. 22 ФЗ № 152 влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.7). Ответственность за подобные правонарушения установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц  от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Вместе с тем, п. 2 ст. 22 ФЗ № 152 установлены случаи, в соответствии с которыми УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных, к которым относятся данные:

  • обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством;
  • полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
  • относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
  • сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
  • включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
  • необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  • включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
  • обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных. Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Из вышеприведенного перечня интерес также представляет следующее положение — УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления в случае, когда данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных.

Таким образом, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 22 ФЗ № 152, УО, ТСЖ, ЖСК обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор).

Предлагаем ознакомиться  Сколько раз можно сдавать экзамен в ГАИ в 2020 году? Правила пересдачи

Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным. Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем.

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 152), а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (ч. 5 ст. 6 ФЗ № 152). В указанных случаях согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется.

О согласии на обработку персональных данных

Отметим, что заключившими договор с управляющей организацией считаются все собственники МКД, в том числе и те, которые не принимали участие в голосовании и непосредственно договор не подписывали, а также новые собственники (лица, у которых право собственности на помещение в МКД возникло после выбора управляющей организации).

Учитывая, что договор заключается между собственниками и управляющей организацией, а между собственниками и ТСЖ и ЖСК как таковой договор не заключается, а принимается решение (оформленное протоколом) и принимается устав о деятельности ТСЖ или ЖСК, у многих возникает вопрос, относятся ли вышеуказанные положения ст. 6 ФЗ № 152 об отсутствии необходимости получения согласия на обработку персональных данных к ТСЖ и ЖСК или применимы только к УО.

Действительно, в соответствии с ч. 1–2 ст. 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов.

Ч. 1 ст. 110 ЖК РФ устанавливает, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

Иными словами, хотя прямо в ЖК РФ не предусмотрено заключение договора между собственниками и ТСЖ и ЖСК, согласно Правилам № 354 они такой договор, даже если и не письменно, а путем совершения конклюдентных действий совершают, а значит, вышеуказанные положения ст. 6 ФЗ № 254 применимы как к УО, так и к ТСЖ и ЖСК,

Таким образом, договор о предоставлении коммунальных услуг заключается между собственниками помещений МКД и УО, ТСЖ и ЖСК, и, следовательно, обработка персональных данных (исключая распространение и передачу) в таком случае не требует дополнительного согласия субъектов персональных данных. Что касается распространения и передачи данных сторонним лицам и организациям, то в таком случае будет необходимо получать письменное согласие собственника, на распространение и передачу их данных, вне зависимости от факта наличия заключенного договора.

Особо актуален вопрос, обязаны ли УО, ТСЖ и ЖСК передавать информацию ресурсоснабжающей организации (далее — РСО) или региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — Оператор ТКО) при заключении собственниками «прямого договора» на предоставление коммунальных услуг. РСО часто запрашивают сведения о собственниках, паспортные данные или копии паспортов собственников, данные о собственности (доля в праве, количество голосов), реквизиты документа, подтверждающего право собственности и иную информацию.

УК и ТСЖ при работе с персональными данными

Если от собственников ранее было получено согласие на передачу требуемых данных, то здесь вопросов не возникает — передача данных может быть осуществлена. Однако случаи наличия такого согласия крайне редки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

В соответствии с ч 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно пп. «а» п. 19 Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, если переход на «прямые договоры» осуществлен по решению собственников МКД, то в РСО направляется копия протокола общего собрания собственников, на котором такое решение принималось, с приложением — реестром собственников помещений МКД. Отметим, что Приказ Минстроя РФ от 25 декабря 2015 г.

№ 937/пр предусматривает, что в реестре собственников должны быть указаны «реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения». Однако, если РСО или Оператор ТКО требуют паспортные данные (дату и место рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи и орган, его выдавший), а также иные данные, не предусмотренные в реестре, то передача таких данных возможна только в случае наличия согласия субъекта персональных данных.

Если же РСО или Оператор ТКО по своей инициативе приняли решение о переходе на «прямые договоры», в таком случае протокол общего собрания собственников отсутствует, соответственно, реестр собственников РСО получить не может.

УК и ТСЖ при работе с персональными данными

Отметим, что в случае заключения с РСО и (или) Оператором ТКО договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно, в отношении них действуют те же самые положения ст. 6 ФЗ № 152, и в случае, если РСО или Оператор ТКО не осуществляют распространение и передачу персональных данных собственников третьим лицам, согласие собственников считается выраженным уже в договоре, и дополнительно согласия на обработку персональных данных не требуется. Однако, указанные положения не означают наличие обязанности УО/ТСЖ/ЖСК по передаче таких данных в РСО.

По материалам сайта «АКАТО».

Предлагаем ознакомиться  Исковое производство судебных приставов это

Дмитрий Юрьевич, расскажите, что такое персональные данные и есть ли они в сфере ЖКХ?

Персональные данные – это любая информация, на основании которой можно однозначно идентифицировать конкретного человека.

Обработка персональных данных – любое действие, автоматизированное или не автоматизированное, которое совершается с персональными данными. Это сбор, запись, систематизация, накопление, хранение и уточнение данных.

К персональным данным мы относим фамилию, имя, отчество, дату и место рождения человека, данные документа, удостоверяющего личность. И много другой информации, на основании которой прямо или косвенно можно определить конкретного человека.

При этом нужно иметь ввиду, что если без получения дополнительной информации невозможно установить конкретного человека, то такая информация не является персональными данными.

Например, в СМИ размещены списки должников. В них указаны фамилии и инициалы. На основании этой информации идентифицировать человека нельзя. Совсем другое дело, если эти списки управляющая организация разместит в подъезде дома, в котором живёт человек.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Конечно, деятельность по управлению МКД связана с обработкой персональных данных. Каждая форма управления: управляющая организация, ТСЖ или даже непосредственное управление предусматривает сбор и обработку персональных данных.

Управляющие организации заключают с собственниками помещений договоры управления МКД, в которых обязательно указываются персональные данные. Кроме того, УО как юридические лица имеют правоотношения со своими работниками, которые регулируются трудовым законодательством. Поэтому  управляющие организации являются операторами по обработке персональных данных.

Кто является оператором персональных данных?

В соответствии с законом оператор персональных данных – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно или с другими лицами обрабатывает персональные данные. Такое лицо определяет цели обработки ПД и их состав.

Об обработке персональных данных

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152).

Требования к согласию субъекта персональных данных установлены ст. 9 ФЗ № 152.

Так, например, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 ФЗ № 152), а в случаях, предусмотренных законом  обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме (п. 4 ст. 9 ФЗ № 152).

Важно отметить, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора (п. 3 ст. 6 ФЗ № 152), то есть именно УО, ТСЖ и ЖСК должны будут доказывать, получено ли такое согласие или его получение не требуется.

Один из исключительных случаев, когда не требуется согласие субъекта персональных данных (собственника, нанимателя) на передачу сведений, содержащих персональные данные, является передача сведений платежным или банковским агентам, а именно расчетным центрам, которые осуществляют прием платежей собственников (нанимателей).

Данная возможность закреплена в чч. 15–16 ст. 155 ЖК РФ, в соответствии с которыми наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

При привлечении такими лицами представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Таким образом, УО, ТСЖ, ЖСК, не опасаясь, на законных основаниях имеют право передавать необходимые для осуществления расчетов сведения, содержащие персональные данные, платежным или банковским агентам для выставления и приема платежей, а жалобы собственников (нанимателей) на то, что данные без их согласия переданы в расчетные центры, необоснованы.

Кого должна уведомить УО о том, что она является оператором персональных данных?

Как указано в статье 22 Федерального закона N 152-ФЗ, оператор персональных данных до начала своей деятельности по обработке ПД должен направить уведомление в Роскомнадзор.

В части 2 этой же статьи есть перечень случаев, когда такое уведомление не требуется. Например, уведомление не нужно, если персональные данные обрабатываются в соответствии с главой 14 Трудового кодекса РФ.

Не нужно уведомлять Роскомнадзор, если персональные данные оператор получает по договору с субъектом персональных данных, при условии, что ПД не распространяются и не передаются третьим лицам.

Это же правило действует, если ПД относятся к членам общественного объединения или религиозной организации, являются общедоступными и состоят из фамилии, имени и отчества. Полный перечень можно прочитать в части 2 статьи 22 N 152-ФЗ.

Решение об отправке уведомления в уполномоченный орган принимает оператор персональных данных. При этом отправляет или не отправляет оператор уведомление, он всё равно остаётся оператором персональных данных.

Мы регулярно напоминаем юридическим лицам о необходимости отправлять нам уведомления (ст. 22 N 152-ФЗ). Если юридическое лицо не включено в реестр операторов персональных данных, это не освобождает его от контрольно-надзорных мероприятий.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Скорее наоборот, те юрлица, которые с нашей точки зрения, могут быть операторами персональных данных, обрабатывают ПД и не попадают в перечень, исключающий необходимость направления уведомления, но уведомление не направили,  вероятнее всего попадут в план проверок.

Требования к уведомлению в Роскомнадзор перечислены в части 3 статьи 22 N 152-ФЗ.

Оператор персональных данных должен понимать, что обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных или  при наличии других законных оснований. При этом, необходимо отметить, что каждый отдельный случай индивидуален.

Так, например, части 15, 16 статьи 155 ЖК РФ дают управляющим организациям возможность привлекать платёжных агентов для расчёта за пользование услугами собственниками жилья. При этом согласия субъекта на передачу персональных данных не требуется. Это законное основание не собирать согласие на обработку.

В ряде случаев необходимо получение согласия в письменной форме – в отношении специальных категорий персональных данных. Формат письменной формы установлен статьёй 9 закона «О персональных данных». Например, письменным согласием нужно заручиться для обработки биометрических персональных данных (ч. 1 ст. 11 N 152-ФЗ).

Кто несёт ответственность за персональные данные, если УО, которая обрабатывает персональные данные собственников, передаёт их по договору третьему лицу?

Если управляющая организация планирует поручить обработку персональных данных третьим лицам, у неё обязательно должно быть на то согласие субъекта персональных данных. Если такого согласия не будет, оператора привлекут к ответственности. Согласие получать не нужно, если это установлено федеральными законами.

Лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

Что делать управляющей организации, если собственник не даёт согласие на обработку персональных данных?

Заставить собственника никак нельзя, нужно пытаться убедить, рассказывать, какие последствия могут возникнуть у субъекта в случае отказа в предоставлении согласия. Но в любом случае обработка ПД без согласия в  отсутствии иных законных оснований на обработку ПД не допускается.

Бремя доказывания наличия согласия на обработку ПД лежит на операторе персональных данных.

Обязанность УО выставлять платёжные документы в адрес собственников и нанимателей жилых помещений для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги прописана в ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, п. 67 ПП РФ № 354.

Предлагаем ознакомиться  Как избежать штрафов по егаис лес – JobJoys %year%

Примерная форма такой квитанции, а также перечень обязательной для внесения в счёт информации прописаны в п. 69 ПП РФ № 354 и приказе Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, в платёжном документе обязательно указываются следующие сведения: адрес помещения, фамилия, имя и отчество собственника, наименование юрлица или данные об индивидуальном предпринимателе, сведения о задолженности, льготах и субсидиях, о количестве прописанных в помещении граждан и площади в собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 № 152-ФЗ, такая информация, напрямую или косвенно позволяющая идентифицировать человека, является его персональными данными. Управляющая организация, выполняющая условия договора управления многоквартирным домом, получает и обрабатывает такие данные в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 № 152-ФЗ. На это ей не требуется согласие субъектов ПДн.

Такую позицию подтверждают и суды, в которые обращаются жители многоквартирных домов, считающие, что УО неправомерно используют их личные данные для выставления счетов за жилищно-коммунальные услуги. Например, в деле № 33-8182 Нижегородский областной суд отказал собственнику помещений в МКД в удовлетворении иска к управляющей организации.

Истец утверждал, что не давал согласия УО на обработку своих данных и указание их в ежемесячных квитанциях. Суд первой инстанции встал на сторону жителя дома и потребовал, чтобы организация убрала из платёжных документов ПДн истца. Но областной суд с такой позицией не согласился. Судья отметил, что обработка персональных данных необходима УО в силу закона – для выполнения условий договора управления. Согласия истца на это не требуется.

Давайте разберемся, что нам необходимо сделать с целью выполнения требований законодательства.

— какой набор персональных данных мы обрабатываем (например, фамилия, имя, отчество (заметьте не ФИО, а каждый реквизит в отдельности), адрес, сведения об объектах недвижимости, принадлежащих на праве собственности (или ином праве), суммы платежей и т.д.);

— каковы цели обработки персональных данных (при этом, цели должны быть четко сформулированы, например: управление эксплуатацией жилого и нежилого фондов; ведение реестра собственников помещений в соответствии с ЖК РФ; ведение списка членов ТСЖ «НАЗВАНИЕ», осуществление расчетов с потребителями коммунальных услуг в рамках заключенных договоров;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

обработка персональных данных работников ТСЖ «НАЗВАНИЕ» в соответствии с ТК РФ). Почему тут нет ничего о ПДн, обрабатываемых при паспортном учете? Автор придерживается позиции о том, что ведение паспортного учета сотрудниками ТСЖ, УК после упразднения ФМС России и обновления редакции Административного регламента по учету граждан МВД от 31.12.

2017 №984 не целесообразно, т.к. гораздо дешевле и практичнее осуществлять все операции непосредственно собственникам напрямую в органах МВД или путем направления электронных заявок через портал Госуслуг, чем платить ежемесячно за услуги паспортного стола, ждать когда паспортист съездит в органы МВД.

Для ТСЖ это платить зарплату паспортисту, оборудовать помещения паспортных столов в соответствии с требованиями МВД, выделять (и оплачивать) транспорт для путешествий паспортиста. Более того, с учетом положений нового Административного регламента паспортист выполняет функции приема-передатчика не более того, самостоятельно никакого учета он не ведет.

УК и ТСЖ при работе с персональными данными

— какие действия по обработке персональных данных мы планируем осуществлять, а это может быть сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных;

— будем ли мы передавать ПДн третьим лицам и, если будем, то на каких правовых основаниях. Важно понимать, это будет передача в силу исполнения положений нормативных правовых актов (например, передача данных в адрес органов социальной защиты на основании ФЗ от 28.12.2013 №442-ФЗ, налоговые органы на основании положений НК РФ и т.д.

— каким способом («автоматизированным» или «бумажным») мы обрабатываем ПДн. По смыслу новой редакции 152-ФЗ автоматизированной считается любая обработка ПДн в цифровом виде (ранее такой обработкой считалась только обработка в специальной программе, например, 1С, а вот обработка в текстовых документах нет);

— в случае, если мы используем облачные сервисы по обработке ПДн (например 1С: Рарус), нам необходимо уточнить физическое местонахождение серверов и убедиться в том, что серверы компании, оказывающей облачные услуги, располагаются на территории РФ (отсутствует трансграничная передача данных). Обычная проверка Роскомнадзора возможно и не станет так сильно углубляться в детали, а вот проверка ФСБ России может.

После того, как нами составлен такой список, необходимо еще раз пробежаться по перечню персональных данных и убедиться, что данный перечень не является избыточным и соответствует заявляемым нами целям.

Почему и как Роскомнадзор проводит проверки управляющих организаций

Теперь мы можем написать уведомление в органы Роскомнадзора о том, что мы обрабатываем персональные данные, с целью избежать штрафа (ст.13.11 КоАП), но не будем торопиться.

Какие штрафы существуют и кто их выписывает?

До первого июля 2017 года за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных была установлена административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ. Для юридических лиц это предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Механизм  был следующий: Роскомнадзор проводил контрольно-надзорные мероприятия в области ПД. Если в ходе мероприятий выявлял нарушения, то сообщал о них в прокуратуру для принятия мер. Прокуратура рассматривала сообщение и в случае признания нарушения выносила постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направляла его в суд.

С первого июля ситуация изменилась. Новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ более детализирована, в ней теперь семь составов, все они связаны с обработкой персональных данных. Увеличиваются штрафы, у Роскомнадзора появились полномочия составлять протоколы, то есть возбуждать дела об административных правонарушениях, минуя прокуратуру.

Максимальный штраф, предусмотренный статьёй 13.11 КоАП РФ в новой редакции, – 75 000 рублей. Его можно будет получить за обработку персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных в письменной форме, если оно предусмотрено законом.

Когда действия УО считаются нарушением закона о ПДн (часть 1)

Перед жителями многоквартирных домов за нарушения требований № 152-ФЗ при обработке персональных данных отвечает управляющая организация (ч. 5 ст. 6 № 152-ФЗ). Если у организации заключён договор с подрядчиком, по которому он размещает информацию в ГИС ЖКХ,то он несёт ответственность за свои действия с ПДн не перед субъектами данных, а перед управляющей организацией.

Нарушения в области работы с персональными данными в ГИС ЖКХ можно разделить на две группы: недочёты в ра­боте с ГИС ЖКХ и ошибки в работе с персональ­ными данными в системе.

При неполном размещении данных в системе или внесении недостоверных сведений УО могут оштрафовать по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ. Если УО нарушила правила работы с ПДн в системе, например, без согласия собственников передала их третьим лицам по агентскому договору, то её привлекают к ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

При этом по первой статье протокол составляет орган ГЖН, а по второй – Роскомнадзор или прокуратура. Орган ГЖН не имеет права привлекать УО к ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ. За одно нарушение организацию могут наказать только один раз по одной статье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector