Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Зачем оформлять путевой лист?

Путевка – это первичный отчетный документ организации. Контролирующие органы обращают особое внимание на правильность его оформления. От этого зависит зп рабочего, размер налоговых вычетов, списание ГСМ, обоснованность нахождения ТС на балансе. Некоторые руководители на этих функциях останавливаются, забывая, что в путевом листе должны отражаться все обязательные атрибуты. Без них документ считается недействительным.

К таким реквизитам относят предрейсовый осмотр медработником. Сотрудник ГИБДД, в первую очередь, обратит внимание на наличие штампика врача и запись о прохождении технического контроля состояния автомобиля. Путевой лист дает право управлять транспортом, принадлежащим юридическому лицу. Если есть необходимость оформлять путевку, значит надо делать это
в соответствии с требованиями закона.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Для отчета перед налоговыми службами отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового медосмотра, не является критической ошибкой. Хотя, при желании, могут придраться и к этому. Ространснадзор имеет полное основание наложить штраф за отсутствие обязательного реквизита (ст. 19.5 КоАП).

Когда проводится предрейсовый осмотр

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  • Трудового Кодекса;
  • Федеральных законов;
  • указов;
  • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  • постановлениями арбитражных судов.

Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

Что говорят эксперты по проведению предрейсовых осмотров?

указано в трудовом договоре обязанность управления автомобилем или нет; оказывает ли организация услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа или нет; имеется ли в штате должность водителя или нет. Осуществляя служебную поездку, водитель или лицо, исполняющее обязанности такового, подпадает под действие закона 2.1.1 ПДД.

Примечание: К понятию «прямо предусмотренных» относят случаи, когда:
ТС управляет наемный водитель-перевозчик;

  • перевозят негабаритный или опасный груз (медицинский контроль проходить надо ежедневно);
  • автомобиль принадлежит юридическому лицу или ИП;
  • осуществляется перевозка людей (пассажиров).

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Данный закон распространяется на водителей, управляющих ТС, оформленным на юридическое лицо, на перевозчиков опасных, негабаритных грузов, пассажиров или багажа.

Если обвинение строится на ФЗ №196 ст. 2 (от 15.11.95 г.), а к водителям причисляется любой человек за рулем, решение будет однозначным. Как это случилось в Омском облсуде от 9.02.16 дело № 77-80/2016.
Чтобы избежать штрафов, а не рассчитывать на везение, необходимо не только оформлять путевые листы, но и организовать (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового медосмотра для лиц, исполняющих обязанности водителя, независимо от того, на каком автомобиле он совершает поездки по службе, кем числится в компании, каким способом ведется учет ГСМ, как это отражается на налоговых вычетах.

Судебная практика В случае, если работник оформлен не в качестве водителя, но вынужден исполнять его обязанности – управлять автомобилем в служебных целях, возникает спорная ситуация. Судебная практика неоднозначна: есть противоположные мнения и у блюстителей закона.
В деле № А32-7034/2011 (от 28 декабря) Постановление № 15АП-12568/2011 (15 арбитражный апелляционный суд) принято решение о необходимости организовать проведение предрейсовых медосмотров в отношении лиц, не являющихся водителями по штату, но управляющих ТС компании в служебных целях.

О необходимости исполнять требования ФЗ по безопасности дорожного движения заявил и 6 арбитражный суд (дело № А37-2345/2012 от 6 июня 13 года), Постановление № 06АП-5556/2012. В вынесенном решении сказано: имея на балансе ТС, организация обязана обеспечить прохождение предрейсовых медосмотров (техосмотр), как это предусмотрено законом. Отвечает за организацию работодатель, он же несет и финансовые издержки.

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

7. Проведение предсменных, послерейсовых и послесменных послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

8. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющие и (или) средне-профессиональное образование, медицинской организацией или оной организацией осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником состоящим в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности) предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым, предсменным, послесменным).

Предлагаем ознакомиться  Спасет ли приватизация дворов от точечной застройки? — Интервью
Судебная практика по предрейсовым осмотрам

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменых, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

На этом основании у юрлица, эксплуатирующего автотранспорт, появляется обязанность по организации предрейсовых осмотров водителей. Легковой автомобиль, управляемый гендиректором, не является исключением.

По иному на подобные обстоятельства смотрит судья по делу № А70-1916/2014, Постановление № 08АП-5835/2014 (12.08.2014 г.) Опираясь на первые пункты статей: 20 и 23 ФЗ «ОБДД» №196, он сделал вывод, что закон касается только лиц, зачисленных в качестве водителей в штат компании, занимающихся перевозкой груза, пассажиров или багажа.

Согласно этому решению иметь путевки работник обязан (она оформляется на ТС), но директор компании не обязан проходить врача. Так было отказано в ходатайстве Управлению Госавтонадзора, предписавшему ООО организовать для лиц, управляющих ТС, находящимся на балансе общества, прохождение предрейсового медосмотра, и заполнение дорожных документов со всеми обязательными атрибутами.

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Несмотря на подобные решения, начальник по трудовым спорам Д.В.Елисеенко рекомендует организациям, имеющим на балансе ТС, которыми управляют сотрудники, не являющиеся водителями, заняться организацией проведения предрейсовых медосмотров. Тенденция судопроизводства такова, что подобные дела рассматриваются больше в пользу контролирующих организаций, а водителем, по Правилам ДД, является любое лицо, управляющее транспортом, и не важно, какую должность занимает сотрудник.

В апреле по делу № 21-736/2016 г. Хабаровска было отказано в апелляции должностному лицу Столярову Е.М. Водитель не имел в путевом листе штампа о предрейсовом медосмотре. Ответственное лицо за организацию прохождения осмотров подвергли административному штрафу в размере 30 тысяч. рублей по ст.12.31.1 ч. 2 КоАП.

Организациям предписано, независимо от рода деятельности, организовать на предприятии (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового осмотра лиц, исполняющих обязанности водителя. Используя транспорт компании для служебных поездок, необходимо оформлять путевой лист. Документ предусматривает наличие обязательных реквизитов, к которым относится штамп врача.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Обратите внимание на Постановление ВС РФ от 19.12.16 №18-АД16-173. Торговые представители, объезжающие клиентскую базу, по маршруту, указанному в путевом листе, на тех же основаниях, должны проходить предрейсовый медосмотр. Организовать и оплатить его обязан работодатель. В должностной инструкции торгового представителя прописаны обязанности водителя, он регулярно проходит инструктаж, автомобиль необходимо предъявлять для осмотра механику, пользуясь путевкой, иметь в ней штампик врача.

Вывод: Из вышесказанного приходим к заключению, что несмотря на неоднозначность судебных решений, наблюдается неуклонный рост постановлений, где закон поддерживает требования контролирующих органов. К водителям, обязанным проходить предрейсовый осмотр, причисляют лиц, которым полагается ездить с путевым листом.

Что должно быть на штампе

Мы работаем в рамках Российского законодательства и несем ответственность за качество предоставленных услуг. Это гарантия профессионального обслуживания, с которым не возникает проблем у водителей, выезжающих в рейс.

Новый закон №17 от 18/01-17 внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08).

Данное предписание гласит:

  • Отменить строку п.12, где говорится об обязательном постановлении в путевом листе печати (штампа) предприятия (предпринимателя).
  • Пункт 16.1 данного Приказа дополнить фразой: “Обязать лиц, контролирующих техническое состояние транспорта, выезжающего на линию, указывать время прохождения техосмотра, заверенное подписью с указанием ФИО (фамилию прописывать полностью)”.

Примечание: В связи с этими новшествами, следите за временем прохождения предрейсового медосмотра и техосмотра транспорта. Они не должны совпадать. Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).

Предлагаем ознакомиться  Европротокол при дтп сроки подачи в страховую пропущен

Судебная практика по предрейсовым осмотрам по Приволжскому ФО

ЗАО «ДХЛ Интернешнл» обратилось с иском в суд, оспаривая предписания Государственного инспектора труда. Среди многочисленных нарушений, выявлено: отсутствие регистрации путевых листов; организация предрейсовых осмотров не соответствует требованиям закона по статьям 20 и 23 №196 ФЗ от 10.12.95 г. Судья (дело № 2-742/2014) поддержал сторону Трудинспекции.

По делу № 5-9/2015 (5-1993/2014) вынесено административное наказание в виде штрафа по ст. 19.20 ч. 3. В ходе плановой проверки Росздравнадзор выявил множественные нарушения, в т. ч. отсутствие у медсестры, обслуживающей филиал РТРС, лицензии на право проводить предрейсовые осмотры. Протокол об административном правонарушении на водителя (находящегося в алкогольном опьянении) и должностное лицо составил инспектор МОГТОРЭР № 5 ГИБДД ГУ МВД.

По ст. 14.1.2. ч. 3 предусмотрено наказание в виде штрафа для должностных лиц (и ИП) – 20 тыс. р.; на юрлиц – 100 тыс. р. Такое взыскание избрал судья по делу о нарушении условий, предусмотренных лицензией. По делу №12-623/2017 предьявлена жалоба на решение Мирового судьи (истец – ПК «ЧПАП №2» г. Чебоксары).

Организация, изменив юрадрес, не внесла новые данные в лицензию на медицинскую деятельность по проведению предрейсовых осмотров.
Такое же наказание вынесено в Пензенском облсуде в отношении ОАО «Шемышейское АТП». Обвинителем выступил Государственный инспектор автотранспортного надзора. Но при обжаловании данного вердикта (дело № 12-164/2017 г.) прежнее решение было отменено, как неправильно примененное. Госинспектору отказано в удовлетворении.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Более жестко отреагировал Краснокамский межрайонный суд Башкортостана, не приняв во внимание обстоятельства, сложившиеся в поселке, то есть, с невозможностью пройти предрейсовый медосмотр водителю школьного автобуса. Несмотря на отсутствие медика с необходимой лицензией, директору школы выписали штраф по ст. 12.31.1 ч. 2 (пока минимальный). Обязав руководство немедленно организовать возможность осмотров.

Не удалось избежать наказания индивидуальному предпринимателю, не оформляющего путевые листы в соответствии с требованием законодательства. Отсутствие предрейсового осмотра и прочие административные нарушения со стороны водителя, ответственного, как юридическое лицо, привело к высокому штрафу по ст. 12.31.1 КоАП РФ ч. 2. Дело № 7-1273/2017 (21-801/2017) г. Пермь.

К административному наказанию по ст. 12.32 КоАП РФ и штрафу в 100 тыс. рублей привлечен ГУП «Башавтотранс» РБ по ходатайству начальника отдела ГИБДД г. Уфы. За выпуск на линию водителя в состоянии опьянения. Дело № 12-4/2017 от 9.02.2017 г.

Заключение: Как показывает судебная практика по регионам решения имеют отличия. В Московской области чаще встречаются дела об отсутствии предрейсового осмотра по нежеланию его организации, хотя есть все возможности следовать требованиям закона. В Башкортостане больше проблем с лицензированием медицинской деятельности. Но в целом по стране видна тенденция: избежать административных наказаний мало кому удается.

Журнал предрейсового осмотра

Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

Разные организации выходят из положения, добавляя требуемые графы к утвержденной форме журнала.

  • Согласно п. 14 приложения, перечень данных о работнике, который необходимо отразить в журнале, имеет дополнительные пункты: дата рождения, пол и подпись водителя. То, где и как их прописать, придется решать самостоятельно.
  • В новом законе №835 предписывается иметь отдельный журнал для предрейсовых осмотров.
  • Этот отчетный документ разрешается иметь в бумажном или в электронном виде. В последнем варианте усиленная электронная подпись должна быть не только у медика, но и у каждого водителя.

Штамп содержит информацию о медорганизации, враче и надпись: “Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Согласно новым правилам печать должна содержать:

  • Дату осмотра.
  • Время осмотра.
  • Подпись врача и ее расшифровка, с указанием полного имени, фамилии, отчества (Николаев Николай Николаевич).

Чтобы повысить безопасность на дорогах, вышел Приказ №196 от10/12 1995 года, где предписано:

  • Владельцам предприятий и ИП, использующим автотранспорт организовать проведение предрейсовых медосмотров водителей, выходящих на линию.
  • Привлечь к этому медработников (организацию) со специальным образованием, прошедших обучение, имеющих лицензию на оказание услуги.
  • За нарушение закона об охране труда, как это трактуется в приказе, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Согласно КоАП ст. 11.32, за нарушение законодательства при выезде водителя на линию без медосмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • Если в путевом листе отсутствует штамп предрейсового медосмотра, водитель наказываются штрафом: от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  • Служащие, отвечающие за организацию осмотров: от 2 до 3 тыс. рублей.
  • Предприятие или ИП: от 30 до 50 тыс. рублей.

Примечание:Административное наказание на лиц, отвечающих за организацию осмотров, налагают не только при проверке на дороге. Это могут сделать контролирующие органы при выявлении нарушения на транспортном предприятии (в компании).

Предлагаем ознакомиться  Фото на медсправку для водительских прав: нужно ли в 2019 году, как изменился бланк нового образца справки

Если ДТП с жертвами произошло по причине неудовлетворительного состояния здоровья водителя, уголовному наказанию подвергаются граждане, причастные к организации медосмотров (УК РФ ст. 143):

  • Накладывается штраф в размере: 200 тыс. рублей (или сумме, равной 18-кратному объему заработной платы).
  • В зависимости от тяжести нанесенного ущерба, виновным назначают: исправительные работы до 2 лет; лишение свободы на 1 год.
  • При смерти потерпевшего в ДТП причастные лица получают до 3 лет лишения свободы.

Важно! Соблюдение законов – это не только вынужденная мера по обеспечению безопасности движения на дорогах, но часть мероприятий по сохранение жизни всех участников движения.

Эти требования регламентирует ряд нормативно-правовых документов, а также положения и выдержки из Трудового Кодекса (ст.213 Трудового Кодекса Российской Федерации), Кодекса об Административных правонарушениях, Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.20, п.1), письма Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» .

Также желательно проводить и послерейсовые осмотры, но это не является обязательным для выполнения. В такой ситуации работодателю позволяют самостоятельно принимать решение: обследовать своих работников после поездок или нет.

Такие осмотры никогда не станут лишними по отношению к работникам, которые находятся в «группе риска», то есть часто болеют, имеют хронические заболевания, злоупотребляют спиртными напитками либо просто являются работающими пенсионерами.

Важно!Согласно законодательной базе, перевозчики, которые занимаются транспортировкой людей или опасных грузов, должны проходить такие осмотры в обязательном порядке.

Благодаря обследованию у специалистов можно определить:

  • достаточно ли здоров работник (в данном случае — водитель транспортного средства);
  • не подвергался ли его организм переутомлению накануне поездки;
  • нет ли у водителя похмельного синдрома;
  • не принимал ли он алкогольные, наркотические или другие запрещенные вещества, которые могут оказать пагубное воздействие на его способность к адекватному управлению транспортным средством и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Если в ходе медицинского обследования будет замечен хоть один из вышеперечисленных симптомов, к вождению в этот день водителя допускать категорически запрещено!

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Обратите внимание!Обследовать водителя на предмет наличия наркотических веществ можно только при получении его письменного разрешения, которое обычно дается во время подписания трудового, гражданско-правового договора или в случае подписания отдельного разрешающего документа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector