Ведомость оплаты аренды квартиры

Ведомость оплаты аренды квартиры

Аренда или найм?

«Арендой» обычно называют любой съем жилья, хотя это не совсем верно. В зависимости от того, кто является съемщиком, различаются наем и аренда квартиры, соответственно, заключается

  • либо договор аренды квартиры;
  • либо договор найма жилплощади.

Необходимо различать эти два вида договора, т.к. они регулируются разными статьями закона и каждый из них имеет свои нюансы в документальном оформлении.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Договор аренды регулируется гл. 34 ГК РФ и заключается в том случае, если арендатором выступает юридическое лицо. К нюансам договора аренды можно отнести:

  • квартира снимается только под жилое помещение;
  • максимальный срок неограничен;
  • договор может быть разорван без суда при нарушении условий.

Договор найма подразумевает, что квартиру снимает физическое лицо. Здесь вступает в действие гл. 35 ГК РФ, и особенности найма заключаются в следующем:

  • максимальный срок аренды – не более 5 лет;
  • договор может быть расторгнут только в суде по лимитированным обстоятельствам.

Суть расписки при аренде квартиры

Сделки с наймом жилого помещения, совершаемые на сумму, превышающую 10 тысяч рублей, должны быть заключены в письменной форме. Такое требование установлено ст. 161 ГК РФ. Соответственно, нужно оформить расписку, если размер арендной платы равен или более указанной суммы.

Собственник вправе выселить арендатора, который уклоняется от уплаты долга за пользование квартирой. Неуплата становится причиной расторжения договора аренды. Даже если гражданин регулярно платил собственнику, но нигде этот факт не фиксировал, то доказать свою правоту в суде он не сможет.

Поэтому расписка становится единственным документом, которым можно подтвердить действительность передачи денег и получение их арендодателем за аренду квартиры. Считается необходимым составить расписку в случае, когда собственник просит заплатить за несколько месяцев вперед.

Договор

Это основной документ, подтверждающий право арендатора на проживание в чужой квартире. Договор заключается в простой письменной форме и не требует нотариального заверения или государственной регистрации.

В договоре обязательно очень тщательно должны быть прописаны следующие моменты:

  • ФИО и паспортные данные арендодателя и арендатора (если арендатор – юридическое лицо, то должны быть прописаны полные реквизиты компании);
  • адрес снимаемой жилплощади;
  • порядок и время расчета – как будет производится оплата: наличным или безналичным путем, какого числа, допустима ли отсрочка и на какой срок;
  • передача денег – в случае расчета наличными, лучше указать, что подтверждением передачи оплаты будет служить расписка;
  • состояние квартиры – наличие ремонта, сантехники, меблировки, всей техники;
  • кто оплачивает коммунальные платежи, интернета, телефона;
  • подтверждение расчета за жилье: расписка, банковская квитанция, чек;
  • условия для одностороннего расторжения договора – например, жалобы соседей, ненадлежащий уход за квартирой и техникой, отсутствие домашних животных и детей и т.д.;
  • порядок проведения ремонта – согласно ст. 681 ГК РФ текущий ремонт производится арендатором, а капитальный только арендодателем;
  • ответственность сторон;
  • порядок залога и сроки его возврата;
  • дата и подпись сторон – без этого договор не имеет законной силы.
Предлагаем ознакомиться  До какого года продлена приватизация квартир

К договору аренды обязательно должны быть приложены:

  • акт приемки-передачи квартиры;
  • платежная ведомость.

Еще одна немаловажная деталь: если договор по объему превышает стандартный лист, то

  • листы должны быть пронумерованы,;
  • стороны должны расписываться на каждом листе, во избежание недоразумений.

Стоит помнить, что договор аренды не дает права распоряжаться жилплощадью. Так, например, арендатор не может продать квартиру или сдать ее в субаренду.

Как правильно написать расписку о получении денежных средств за аренду квартиры?

Документ, подтверждающий факт получения денежных средств, должен оформляться арендодателем в момент их передачи.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Строгой формы расписки не существует, но правила составления соблюдаются следующие:

  • указываются полностью фамилии, имена и отчества лиц, которые передают и получают средства за аренду квартиры, сокращения недопустимы;
  • прописываются данные паспортов обеих сторон;
  • фиксируется дата фактического получения денежных средств и период, за который они вносятся. Рекомендуется в начале документа дату прописать не цифрами, а прописью;
  • указывается сумма, которая передается собственнику квартиры арендатором, цифрами, а в скобках – прописью;
  • обязательно необходимо прописать цель передачи денежных средств и адрес квартиры, за аренду которой производится оплата;
  • подписи сторон должны быть собственноручными с расшифровкой.

Оплата за аренду квартиры

Обязательно также следует учитывать:

  • расписка составляется арендодателем. Если собственников несколько, то документ оформляется каждым из них либо ставятся подписи в соответствующих графах;
  • предпочтительно написание текста собственноручно, чтобы в случае возникновения споров было возможно провести почерковедческую экспертизу. Допустим машинописный вариант;
  • расписка от руки пишется чернилами синего цвета без исправлений, ошибок и помарок. Не допустимо использование ручки другого цвета, а также любого вида исправлений даже, если они заверены;
  • составляется документ в двух экземплярах. Ксерокопия не имеет юридической силы;
  • подтвердит факт получения денег ведомость, в которую вносятся данные о дате и сумме переданной арендной платы, с обязательным заверением подписями сторон по каждой строке. В основной части ведомости указываются сведения о собственнике и нанимателе, цели передачи денежных средств и адрес квартиры, сдаваемой в аренду. Далее следует табличная часть, где построчно вносится дата платежа, сумма и подписи сторон. Документ составляется в двух экземплярах, по одному каждой стороне.

Расписка не подлежит нотариальному заверению. Стороны могут прибегнуть к услугам нотариуса, если документ оформлен машинописным образом. На этом, как правило, может настаивать квартиросъемщик при передаче крупной суммы одновременно в счет будущих платежей.

Предлагаем ознакомиться  Как определить доли в квартире приватизированной

К оформлению расписки нужно относиться со всей серьезностью. Никто не застрахован от недобросовестности собственника квартиры и тогда расписка станет доказательством, которое может предъявить в суде наниматель помещения.

Для того, чтобы она была юридически значимой, не допускайте исправлений, ошибок и зачеркиваний. Ксерокопию документа также суд не примет даже при наличии нотариального заверения.

Важно также отметить, что суд встанет на сторону арендатора только, если расписка составлена по всем правилам и содержит все необходимые реквизиты. Обратим внимание, что бумага, написанная от руки, предпочтительна машинописной версии документа.

Учитывайте также следующие моменты:

  • расписка составляется собственником (собственниками) квартиры, недопустимо написание ее арендатором;
  • на практике встречались случаи, когда собственник писал расписку чернилами, которые имеют свойство исчезать, поэтому рекомендуется предложить ему проверенную ручку;
  • обязательно в тексте должен быть указан адрес арендуемой квартиры, за которую передается плата;
  • недействительным будет признан документ, если не указана дата передачи денег;
  • заверяется обязательно личной подписью получателя денег и ее расшифровкой.

Документы арендующему

Для сдачи квартиры нужны:

  • документ, подтверждающий личность владельца (паспорт);
  • документы, подтверждающие право собственности на квартиру (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о вступлении в наследство и др.);
  • справка из управляющей компании или ТСЖ об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг;
  • нотариально заверенное согласие на сдачу жилья супруги (в случае совместной общей собственности), остальных дольщиков (при общей долевой собственности);
  • нотариально заверенная доверенность на подписание договора, если он заключается через поверенного и паспорт последнего;
  • разрешительные документы от органов опеки и попечительства, если собственником квартиры является несовершеннолетний.

Комплект документов для арендатора зависит от того, кто является арендатором:

  • юрлицом — акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью;
  • индивидуальным предпринимателем;
  • физическим лицом.

Юридическое лицо

  • нотариально заверенная доверенность на заключение аренды от имени организации;
  • паспорт поверенного;
  • нотариально заверенная копия любых правоустанавливающих документов юридического лица (устав, свидетельство о государственной регистрации и др.);
  • финансовые реквизиты организации-арендатора.

На всех копиях должна быть печать организации и подпись руководителя.

  • паспорт арендатора;
  • копии правоустанавливающих документов, заверенные нотариусом (свидетельство о госрегистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по мету жительства и др.);
  • выписка ЕГРИП;
  • банковские реквизиты с печатью ИП (при их наличии).

Последний пункт необязателен, т.к. законодательно индивидуальным предпринимателям разрешено работать без печати и банковского счета.

Физическое лицо

  • любой документ, удостоверяющий личность арендатора (копия оригинал);
  • нотариально заверенные копии и свидетельства о рождении всех будущих жильцов;
  • адрес по месту прописки арендатора.

Срок действия

Расписка о факте передачи арендной платы за квартиру действительна в течение трех лет со дня ее составления. Указанный срок считается общим для всех гражданских дел.

Однако, рекомендуется хранить расписки весь период действия договора аренды, поскольку собственник жилья может предъявить претензии по оплате. При утере документа доказать факт передачи денег будет невозможным. Нередко советуют не уничтожать расписки еще некоторое время после окончания срока действия договора аренды.

Предлагаем ознакомиться  Что нужно знать при покупке квартиры через агентство

Соглашение о задатке

При передаче денег необходимо составить соглашение или договор о задатке. Задаток – это платеж, подтверждающий намерения совершить действие. Обычно он не превышает 10% от размера ежемесячной арендной платы. Узнайте в этой статье о том, как оформляется задаток при купле-продаже квартиры.

Необходимо отличать задаток от аванса. Аванс – это предваряющий услугу или передачу имущества платеж, который можно истребовать назад. Задаток же возврату не подлежит.

Нормы соглашения о задатке регулируются ст. 380-381 ГК РФ, которые говорят, что если

  • арендодатель нарушает условия соглашения, то обязан вернуть задаток арендатору в двойном размере, при несоблюдении условий, оплачивает арендатору все понесенные расходы;
  • арендатор нарушает пункты договора, то вся сумма остается у арендатора в полном объеме, игнорирует соглашение, то возмещает арендодателю все расходы.

Соглашение о задатке составляется в простой письменной форме до подписания основного договора аренды/найма и не требует госрегистрации или нотариального заверения. В этом договоре должны быть прописаны следующие моменты:

  • ФИО и паспортные данные сторон;
  • предмет договора (задаток за аренду квартиры с обязательным указанием адреса жилья);
  • сроки действия соглашения;
  • стоимость будущей аренды;
  • любые значимые условия, обговоренные сторонами аренды ранее;
  • ответственность за нарушение условий соглашения;
  • дату и подписи.

Ведомость оплаты аренды квартиры

До подписания соглашения о задатке надо ознакомиться с правоустанавливающими документами на квартиру.

Патент

Покупка патента является одним из способов оплаты арендодателем налогов за получение дохода от сдачи квартиры. Стоимость патента определяется как 6% от возможного дохода за определенный (заявленный) срок. Купить документ можно на срок от одного до двенадцати месяцев.

Для получения патента человеку, сдающему квартиру, необходимо:

  1. Зарегистрировать ИП.
  2. Встать на учет в ИФНС по месту жительства.
  3. Написать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения на патентной основе – сделать это надо не менее, чем за 10 дней до начала применения патентной системы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Налог оплачивается по месту постановки арендодателя-ИП на учет в следующие сроки:

  • при патенте на срок 6 месяцев – налог при сдаче квартиры в аренду выплачивается в полном объеме в течение 25 календарных дней с момента получения патента;
  • при патенте на срок от 6 месяцев до 12 календарных месяцев — 1/3 от общей суммы налога в течение 25 дней с момента выдачи патента, оставшиеся 2/3 – не позднее 30 календарных дней до окончания действия патента.

Но прежде, чем получить патент, надо посчитать, какой налог будет выгоднее: 6% при патенте или 13% НДФЛ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector