Защита прав и интересов предпринимателей судами общей юрисдикции

52. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: МЕСТО В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ

Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого было физическое лицо, должен рассматриваться судом общей юрисдикции.

Даже если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомствен суду общей юрисдикции.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью: – споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;

– заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены.

Суд общей юрисдикции рассматривает заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия.

Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, однако разделение этихтребований невозможно.

В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями. В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон.

При выборе суда действует правило, по которому истец вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

– с государственными органами РФ, организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

– между самими инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями;

– между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием.

Суд общей юрисдикции (исключительная подсудность) рассматривает дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ.

Рыночная экономика, являясь сложной иерархической структурой, состоит из множества взаимосвязанных элементов, в совокупности представляющих механизм функционирования экономики.

Рынок ценных бумаг – один из видов рынка, призванный, с одной стороны, способствовать развитию так называемых первичных рынков (товарного рынка, рынка работ, рынка услуг и т. д.), а с другой – решать собственные задачи, способствовать реализации функций, направленных на обеспечение процесса инвестиций в производство и сферу услуг, получение прибыли от операций на рынке и т. д.

Рынок ценных бумаг призван обеспечивать бесперебойное финансирование первичных рынков – товарного, рынка услуг и других путем предоставления возможностей по получению участниками рынка необходимых финансовых ресурсов для развития производственно-хозяйственной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Рынок капиталов, в свою очередь, состоит из фондового и кредитного рынка. На фондовом рынке обращаются лишь эмиссионные (инвестиционные) ценные бумаги, отвечающие требованиям, установленным в Законе о рынке ценных бумаг.

Значительная часть ценных бумаг относится не к фондовому, а к денежному и товарному рынкам. Так, к ценным бумагам товарного рынка относятся коносаменты, товарные векселя и варранты, а к ценным бумагам денежного рынка – чеки, аккредитивы и другие ценные бумаги, связанные с обращением денежных средств на рынке.

Необходимо учитывать, что в условиях развития современного рынка все большую роль играют так называемые производные инструменты (деривативы) финансового, денежного и товарного рынков, которые с точки зрения законодательства не являются ценными бумагами, но значение которых постоянно возрастает.

Рынок ценных бумаг обладает функциями, свойственными в целом рыночной экономике. К их числу можно отнести общие функции, связанные с обеспечением конкуренции на первичных рынках и повышением эффективности их функционирования, обеспечением стабильности функционирования рыночной экономики, определением спроса, предложения и цены на соответствующие товары рынка, а также информационную и другие функции.

Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность отношений между его участниками (субъектами) по поводу объектов рынка.

Представляется, что в рамках курса предпринимательского права основное внимание должно быть уделено предпринимательской деятельности субъектов рынка ценных бумаг, прежде всего деятельности его профессиональных участников. Исследование же предметов (объектов) рынка ценных бумаг, бесспорно, является важной задачей, в том числе и права, однако необходимо учитывать, что ценные бумаги являются объектами гражданского права и их изучение – предмет курса гражданского права.

Не только рыночная экономика в целом, но и рынок ценных бумаг состоит из отдельных, хотя и взаимосвязанных элементов, представляющих различные его виды.

Виды рынка ценных бумаг выделяются на основе тех или иных классифицирующих признаков. Так, в зависимости от того, что является предметом отношений между участниками рынка, выделяют рынок акций, рынок облигаций, в том числе государственных, рынок производных финансовых инструментов.

55. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АПК РФ содержит общее правило о подведомственности арбитражному суду дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. Среди них можно выделить несколько видов споров, обладающих определенными особенностями по защите прав и законных интересов предпринимателей.

1. Особенности защиты предпринимательских прав по спорам, вытекающим из договорных отношений. Споры о разногласиях при заключении договоров могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда в двух случаях: если имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору на разрешение арбитражного суда или если заключение договора предусмотрено законом.

Другим условием рассмотрения преддоговорного спора арбитражным судом является тот факт, что заключение такого договора носит в силу закона обязательный характер хотя бы для одной из сторон.

К компетенции арбитражных судов относится также рассмотрение споров об изменении условий или о расторжении договоров.

2. Особенности рассмотрения споров о защите права собственности. Значительную группу экономических споров, рассматриваемых арбитражным судом, составляют споры о защите права собственности, к числу которых в первую очередь следует отнести споры о признании права собственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Экономические споры, связанные с истребованием собственником или другим законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, относятся к числу споров, направленных на защиту права собственности и других вещных прав, объектом которых является индивидуально определенное имущество.

3. Особенности рассмотрения споров, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. АПК РФ относит к подведомственности арбитражного суда категорию дел по спорам, связанным с защитой деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

4. Особенности рассмотрения арбитражным судом споров, вытекающих из отношений с государственными и иными органами. Арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, т. е. основанных на административном и ином властном подчинении одной стороны другой.

Арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В арбитражном суде могут быть оспорены решения антимонопольного органа.

Арбитражный суд рассматривает споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов независимо от того, применялись ли к заявителю какие-либо предварительные меры воздействия.

Договор в сфере предпринимательской деятельности – это заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предпринимательской деятельности соглашение, стороны (или одна из сторон) которого выступают в качестве субъектов предпринимательства.

На предпринимательские договоры распространяются специальные нормы об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также общие положения об обязательствах.

Предпринимательский договор заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности.

К обязательствам стороны, заключившей договор с предпринимателем и не преследующей цели осуществления предпринимательской деятельности, применяются общие нормы гражданского законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Стороны (или одна из сторон) предпринимательских договоров – субъекты предпринимательской деятельности.

При этом гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Договоры между субъектами предпринимательской деятельности, являющимися коммерческими юридическими лицами, предполагаются предпринимательскими.

Предлагаем ознакомиться  Неисполнение обязательств по государственному контракту

Договоры, заключаемые с участием некоммерческих организаций, относят к числу предпринимательских в зависимости от целей, которые они преследуют, выступая в качестве стороны соответствующих договоров.

Предпринимательские договоры носят возмездный характер: сторона договора должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение договора.

Законодательство содержит принципиальный запрет на заключение безвозмездных договоров между субъектами предпринимательства. В действительности имеет место заключение между предпринимателями ряда безвозмездных договоров. Закон предусматривает запрет лишь на передачу коммерческой организацией имущества в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещено отказываться от заключения договора с потребителями (покупателями, заказчиками) при наличии возможности производства или поставки данного товара. Аналогичное правило распространяется также на заключение государственных контрактов.

К предпринимательским договорам применяются общие требования о заключении, изменении и расторжении договоров, предусмотренные в нормах гражданского законодательства. Существуют также особенности заключения предпринимательских договоров.

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские работы.

Главным критерием, отличающим капитальные вложения от других видов инвестиций, является направление вложения – в основной капитал.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, находящиеся в частной, государственной или смешанной собственности. Таким образом, объектом капитальных вложений может быть как движимое, так и недвижимое имущество, в том числе незавершенное строительство.

Перечень субъектов инвестиционной деятельности, приводимый в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, является открытым. К их числу Закон относит инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей.

Инвестор – главный участник инвестиционных отношений; он определяет направления вложения инвестиций, принимает решение относительно организационных форм инвестирования: проводит торги или на иных началах привлекает заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков; разрабатывает существенные условия предпринимательских до-i говоров, регулирующих процесс строительства.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Инвесторами могут быть физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, а также субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.

Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов.

Подрядчики – физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками.

Пользователи объектов капитальных вложений – это те, для которых создаются указанные объекты, в том числе физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, организации и граждане, международные объединения и организации.

Участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, возможно в двух формах: посредством создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности; путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности.

Участие муниципальных образований в инвестиционной деятельности аналогично государственному и отличается характерной для них компетенцией и регионом осуществления инвестиционных программ.

Правовые формы реализации инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений: договор строительного подряда, инвестиционные договоры, учредительные договоры, договоры на участие в строительстве, соглашения о разделе продукции, государственные контракты, договоры лизинга.

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

В ГК РФ нормы об информации направлены в том числе на обеспечение предпринимательских отношений.

Субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала признаются инвесторами.

80. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.

Нотариальная защита. На нотариат возложено обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства.

1) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем;

Понятие «защита права» в точном юридическом смысле не следует смешивать с понятием «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Предметом защиты в сфере предпринимательской деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Защита прав предпринимателей и их охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых)прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Существуют различные основания классификации.

В зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т. д. По целям материально-правовые способы подразделяются на пресекатель-ные, восстановительные и штрафные.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Процессуальные способы защиты – реализация компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционныхорганов.

Самостоятельным способом защиты прав является самозащита. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Способ защиты права – категория материального права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права.

Наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

– Конституционный Суд РФ;

– арбитражные суды;

– суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести: нотариальную защиту; третейское разбирательство; досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Законодательством предусмотрены следующие судебные формы защиты прав предпринимателей: защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ; защита прав предпринимателей арбитражным судом; защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции.

Защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ. Судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть, является Конституционный Суд РФ.

1) по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

82. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ И ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей: законодатель включает в понятие «конституционные права и свободы граждан» конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц; расширяется понимание критериев конституционности правовых актов.

Конституционный Суд рассматривает четыре основные категории дел.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

1. По запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральныхзаконов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

2. Рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. По запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.

Важнейшее значение для предпринимателей имеет использование возможностей, заложенных: а) в процедуре рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав и свобод; б) в процедуре рассмотрения дел о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов.

Запрос суда касается не только содержания примененного закона, но и всех аспектов конституционности. Запрос может направляться судом в Конституционный Суд не только при нарушении законом конституционных прав и свобод граждан, но и во всех случаях, когда имеются сомнения в конституционности закона.

Предлагаем ознакомиться  Увольнение на испытательном сроке

Возможны различные ситуации, когда суд, обладая достаточными основаниями, может обратиться с запросом о конституционности закона. К примеру, при проверке правоприменительного решения суд обнаруживает, что применена подзаконная норма, противоречащая Конституции, в условиях, когда отсутствует закон. В этом случае суд должен принять решение в соответствии с Конституцией – законом прямого действия, имеющим высшую юридическую силу.

Если в ходе рассмотрения дела суд устанавливает, что при изучении акта государственного или иного органа применен неконституционный закон или же сам суд вынужден применять закон, в отношении которого возникают сомнения в его конституционности, суд должен обратиться в Конституционный Суд, который и проверяет конституционность закона в рамках своей компетенции.

С запросом может обратиться любой суд, на любой стадии судопроизводства, в том числе и при рассмотрении дела кассационной и надзорной инстанциями. Конституционные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан могут быть поданы в Конституционный Суд как физическими, так и юридическими лицами. При определении субъектов обращения в Конституционный Суд необходимо учитывать специфику коллективных прав граждан.

83. ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ

Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ).

1) между организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

2) между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;

3) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.

– при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

– при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;

– при причинении вреда природным и иным объектам;

– при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей. Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций – юридическихлиц и граждан-предпринимателей.

При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду.

Особое значение придается именно акту государственной регистрации как основанию решения вопроса о подведомственности споров с участием граждан. С момента прекращения государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием указанных граждан подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

Некоммерческие организации могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

51. БИРЖЕВОЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК

В экономической науке труд определяется как один из экономических ресурсов и факторов производства. Рынок труда представляет собой сферу общественных отношений, опосредующих реализацию людьми на возмездной основе своей способности к труду в соответствии со спросом на рабочую силу и ее предложением.

Распространена позиция специалистов науки трудового права, считающих, что рынка труда как такового не существует. В пользу этого утверждения выдвигаются следующие доводы: отсутствие соответствия между спросом и предложением; при заключении трудового договора не происходит продажи, как это происходит на рынке, в данном случае продажи рабочей силы.

Существование рынка труда в Российской Федерации предопределяется основными правами и свободами человека и гражданина, конституционными основами рыночной экономики в целом. К ним относятся принцип свободы труда, запрета принудительного труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.

Работник свободен в любое время прекратить трудовой договор в случае получения более интересного предложения (ст. 79, 80 ТК РФ). В свою очередь, работодатель старается заинтересовать работника, если он является для него ценным, предоставляя возможность учиться, повышать квалификацию, улучшая условия труда. Однако работодатель вправе уволить работника, если его труд не соответствует требованиям должной квалификации (ст. 81 ТК РФ).

– предложение и спрос в отношении различных категорий работников;

– оплата труда и иные, в том числе неденежные, формы компенсации работникам за труд;

– наем и увольнение, а также массовое высвобождение работников;

– регулирование взаимоотношений между работниками и предпринимателями в форме индивидуальных трудовых договоров, а также коллективных договоров и соглашений по различным социально-экономическим вопросам;

Понятие внешнеэкономической деятельности в Законе «Об экспортном контроле» определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)».

– под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически. Поэтому в качестве ее участников выступают субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой правоспособностью. Организации и граждане, не являющиеся предпринимателями, публичные образования и международные организации в ряде случаев могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности.

– внешнеэкономическая деятельность – это, как правило, предпринимательская деятельность. В частности, внешнеэкономической является деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ;

– субъекты внешнеэкономической деятельности совершают фактические и юридические действия, например проведение переговоров и совершение сделок;

– направленность на совершение внешнеэкономических сделок предполагает наличие иностранного элемента, в качестве которого могут выступать следующие субъекты: иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории иностранного государства; иностранные юридические лица и иные правоспособные организации;

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации.

Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от объекта выделяют виды внешнеэкономической деятельности. К их числу можно отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также некоторые другие.

По своей форме действия субъектов внешнеэкономической деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка товаров (работ, услуг) и т. п. Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. Однако основным видом юридических действий являются внешнеэкономические сделки.

Субъекты рынка аудиторских услуг: аудитор; аудиторская организация; аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг; уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности; совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе; аккредитованные профессиональные аудиторские объединения; иные лица.

Аудитор – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

При этом в качестве аудитора могут выступать: штатный работник аудиторской организации; лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора; предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальный аудитор), осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения соответствующей лицензии.

Требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора: высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая исключительно аудиторскую деятельность, а также оказание сопутствующих аудиту услуг. Аудиторская организация может создаваться в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Индивидуальный аудитор и аудиторская организация вправе осуществлять свою деятельность по проведению аудита только после получения соответствующей лицензии.

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети и др.);

3) аудиторскими организациями в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников). Основным в деятельности аудитора является принцип независимости. Независимость предполагает свободу аудитора от контроля и посторонних влияний на этапах планирования аудита (при разработке плана и программ аудита, выборе применяемых для этих целей методов, определении областей аудита), аудиторского исследования (свобода выбора методов проведения аудита и наличие доступа ко всем необходимым источникам информации), представления аудиторского заключения (отсутствие влияния третьих лиц на аудитора при формировании им мнения о достоверности бухгалтерской отчетности).

Предлагаем ознакомиться  Превенция общая и частная двойная

Аудируемые лица – хозяйствующие субъекты, в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности которых проводится аудит или которому оказываются иные аудиторские услуги.

Главная предпосылка возникновения рынка страховых услуг обусловлена основным признаком собственно предпринимательской деятельности – деятельности самостоятельной, осуществляемой на свой риск (ст. 2 ГК РФ).

Субъекта страхового правоотношения, принимающего на себя страховые риски, называют страховщиком.

Страхователь – юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования либо являющееся страхователем в силу закона.

Выгодоприобретатель – лицо, которое страхователь назначил по условиям договора страхования для получения страховых выплат при наступлении страхового случая. Во многих случаях страхователь и выгодоприобретатель совпадают в одном лице.

1) страхователь (выгодоприобретатель) обязан сообщать страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страхователем страховщику при заключении договора страхования, которые могут существенно повлиять на увеличение страхового риска (п. 1 ст. 959 ГК РФ);

2) при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные ему «обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику» (п. 1 ст. 944 ГК РФ);

3) в установленные договором порядке и сроки страхователь (выгодоприобретатель) должен уплатить страховщику страховую премию (ст. 954 ГК РФ, ст. 11 Закона об организации страхового дела в РФ); при этом договор страхования вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ);

г) страхователь (выгодоприобретатель, если он намерен воспользоваться своим правом на выплату страхового возмещения) обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая и принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные убытки от страхового случая (ст. 961, 962 ГК РФ).

51. БИРЖЕВОЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК

– арбитражные суды;

Инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в социальной, культурной, образовательной, научно-преподавательской деятельности или иных сферах общественной жизни.

Традиционно инвестиции классифицируют на портфельные и прямые. Портфельные инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных обществах и товариществах. Прямые инвестиции – это вложения в приобретение, создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств.

По объекту инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные инвестиции предполагают создание или реконструкцию (модернизацию) конкретных имущественных объектов. Нематериальные инвестиции – это вложения в подготовку кадров, научные разработки, рекламу.

По субъекту выделяют: институциональные (профессиональные) инвестиции, корпоративные и индивидуальные. Институциональные инвестиции осуществляют профессиональные участники фондового рынка, финансовые посредники, страховые компании и другие финансовые институты, имеющие своей целью привлечение средств других инвесторов.

Иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранным инвестором; внутренние инвестиции – осуществляемые российскими резидентами; смешанные инвестиции – вложения средств с привлечением иностранного элемента.

По форме собственности – частные инвестиции, государственные, инвестиции муниципальных образований, смешанные инвестиции. По региональному признаку следует разграничить инвестиции внутри страны и за ее пределами. По периоду инвестирования – долгосрочные (обычно свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до 1 года) инвестиции.

Субъекты инвестиционных отношений.

Главным субъектом является инвестор. Инвесторы – это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Нет каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи – при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг – при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны – как носитель властных полномочий.

Основными законами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются Закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», Закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», Закон от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Инвестиционная деятельность регулируется нормами различных отраслей законодательства: предпринимательского, гражданского, бюджетного, налогового, административного, таможенного, международного частного.

Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом «О Бюджете развития Российской Федерации», Указом Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации», а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе налоговой. Коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50 % платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30 % стоимости приобретенного организацией оборудования.

В России складывается сложная система регулирования аудиторской деятельности. К первой группе этой системы относится Закон об аудиторской деятельности. Ко второй группе могут быть отнесены подзаконные нормативные акты, определяющие общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, являющиеся обязательными для исполнения всеми субъектами рынка.

Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, могут быть установлены Законом о сельскохозяйственной кооперации. Кроме того, отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ.

– аудиторская выборка;

– аудиторские доказательства;

– внутрифирменный контроль качества аудита;

– действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности;

– документирование аудита;

– использование работы эксперта и т. д. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности и перечень терминов (глос-

‘ сарий). Но из-за отсутствия законодательного обоснования обязательности применения этих правил (стандартов) их использование, а также контроль за их соблюдением в определенной степени затруднены.

Кроме того, к данной группе могут быть отнесены нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам.

К четвертой группе могут быть отнесены внутрифирменные аудиторские стандарты, определяющие действия конкретных аудиторских фирм в конкретных условиях.

– во-первых, внутрифирменные стандарты не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности;

– во-вторых, требования внутрифирменных стандартов не могут быть ниже требований федеральных правил.

Данные правила не содержат всех признаков нормативного акта, хотя их можно отнести к локальным нормативным актам. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить.

Разработка внутрифирменных стандартов должна базироваться на аналитических процедурах аудита, которые представляют собой программу аудита с целями, задачами и методиками его проведения.

Ранее регулирование аудиторской деятельности осуществлялось в соответствии с Временными правилами, постановлениями Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности» и др.

Одним из субъектов рынка аудиторских услуг является уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Таким органом согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» стало Министерство финансов РФ. Данному государственному органу законодателем переданы все полномочия по регулированию аудиторского рынка.

Предшественником уполномоченного федерального органа была Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшая на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263.

В Законе об аудиторской деятельности четко определены функции уполномоченного федерального органа, которые можно объединить по двум принципиальным направлениям, а именно: 1)создание условий для организации и проведения аудита(организационное регулирование); 2) создание условий для развития аудита в РФ (стратегическое регулирование).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

К группе организационного регулирования следует отнести полномочия федерального органа по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, организации системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, ведению государственных реестров аттестованных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, а также их аккредитации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector