Заявки на участие в запросе предложений подаются

Заявки на участие в запросе предложений подаются

Шаг 6. Готовим протоколы

  • запрос предложений и запрос котировок не являются торгами и не подпадают под действие статей 447 — 449 Гражданского кодекса РФ. Такие процедуры, в свою очередь, не являются публичным конкурсом и к ним не применяется ст. 1057-1061 Гражданского кодекса РФ. То есть при проведении неторговых закупочных процедур на заказчика не накладывается соответствующий объем гражданско-правовых обязательств по вопросу подписания после подведения итогов закупки договора с победителем таких процедур или иным участником, если такое условие не предусмотрено положением о закупке заказчика (однако заказчикам не следует забывать, что контролирующий орган может применить к неторговым закупкам правила торговых закупочных процедур со всеми вытекающими правовыми последствиями);
  • заказчик, включая в список способов закупки такие процедуры, как запрос предложений и запрос котировок, указывает в положении о закупке весь порядок проведения таких процедур (подача заявок, форма заявки, требования к заявке, отказ от проведения закупки, обеспечение заявки, порядок приема/подачи заявок на участие, оценка и определение победителя, последствия признания закупки несостоявшейся, сроки заключения договора с победителем и др.). Закон №223-ФЗ позволяет организатору закупок почувствовать себя «законодателем» закупочного процесса в рамках собственного предприятия (не нарушая действующее законодательство). От того, насколько точно и подробно будет прописан процесс проведения неторговых процедур, будет зависеть ход самой закупки и ее результат в целом. Определять самостоятельно правила закупок неторговых процедур заказчику предпочтительно и удобно, поскольку таким образом он может подвести закупочный процесс под специфику работы своего предприятия и прописать необходимые нюансы проведения закупок в положении и закупочной документации, которые позволят своевременно закупить необходимый товар, работы, услуги;
  • заказчик вправе на любом этапе запроса предложений или запроса котировок принять решение об отказе от проведения процедуры, при этом он не будет нести какой-либо ответственности перед потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в том числе по возмещению затрат на подготовку и подачу заявки на участие в закупке (необходимо прописать это в положении). Если заказчиком было принято решение об отказе от проведения закупки, в установленный положением срок он размещает и публикует данные сведения на официальном сайте. На заказчике не лежит ответственность за неознакомление участниками закупки с извещением об отказе, поскольку поставщики должны проводить мониторинг всей информации, связанной с интересующей его закупкой, во избежание неосведомленности;
  • заказчик вправе при проведении запроса предложений или запроса котировок отказаться от заключения договора без возмещений победителю или иному участнику закупки понесенных им расходов в связи с участием в закупочной процедуре (такой пункт также может содержаться в положении о закупке). Но заказчику не стоит злоупотреблять таким правом, поскольку в случае возникновения вопросов у контролирующих органов он должен будет привести веские аргументы, чтобы объяснить такое решение;
  • в положении о закупке не будет лишним прописать о последствиях признания запроса предложений или запроса котировок несостоявшимися, например: «в случае если такие закупки будут признаны несостоявшимися и (или) договор не заключен с участником закупки, который подал единственную заявку на участие или признан единственным участником запроса предложений или запроса котировок, заказчик заключает договор с единственным источником. Таким образом, заказчику не нужно будет проводить новую закупочную процедуру (т.е. без лишних временных затрат заказчик сможет закупить необходимый качественный товар, работы или услуги, тем самым своевременно удовлетворять собственные нужды);
  • запрос предложений и запрос котировок позволяют заказчику оперативно выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупках необходимых товаров, работ или услуг. Срок подачи заявок в таких закупках устанавливается самостоятельно заказчиком в положении о закупке. Если претендент на участие в закупке посчитает, что сроки подачи заявок слишком короткие, и подаст жалобу в ФАС, то антимонопольный орган встанет на сторону заказчика (решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, дело №05-06-143/2014 по жалобе ИП Чуган О.А.). По сравнению с конкурсом или аукционом срок подачи заявок менее продолжительный, что позволяет организатору закупок быстро приобрести требуемый товар, работы или услуги. Как правило, срок приема заявок при запросе предложений от 5 до 10 дней, при запросе котировок от 5 до 7 дней.
Предлагаем ознакомиться  Насколько законно оформлять кредит по заявке

Антимонопольные требования, которые закреплены в Федеральном законе №135, являются общими как для торговых, так и для неторговых закупок, об этом заказчику следует помнить при составлении требований к участникам и заявкам, технического задания конкретной процедуры, а также при определении победителей закупок.

Запрос предложений проводится далеко не во всех случаях и не всегда по желанию заказчика. Это конкурентная закупка, доступная всем желающим участникам. Сведения о запросе предложений размещаются в ЕИС на общих основаниях (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83.1 44-ФЗ). Прежде чем осуществить заказ, организация обязана составить план-график и учесть в нем все планируемые закупки.

Все ситуации, при которых допускается проведение запроса предложений, определены в законе о федеральной контрактной системе (ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • приобретение спортоборудования, инвентаря и экипировки для подготовки и участия сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • поставка товаров, работ, услуг (ТРУ) по контракту, расторгнутому по инициативе заказчика (ч. 9 или 15 ст. 95);
  • закупка лекарственных препаратов, назначенных по медицинским показаниям или по решению врачебной комиссии;
  • приобретение услуг отечественных или иностранных специалистов по защите интересов России в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи;
  • заказы после признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися (ч. 4 ст. 55.1 и ч. 4 ст. 71);
  • приобретение изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • закупка жилой недвижимости для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перед началом процедуры необходимо подготовить основные регистры — закупочную документацию, проект контракта и извещение (ч. 1, 3, 6, 7 ст. 83.1 44-ФЗ). Если у заказчика есть потенциальные поставщики, то он направляет им приглашение принять участие в процедуре. Вот полная пошаговая инструкция для заказчика по запросу предложений в электронной форме по 44 ФЗ с подробным описанием каждого действия организации, приобретающей товары, работы и услуги.

Документы заказа составляются по общим правилам. Все сведения, указанные в документации, совпадают с информацией из извещения (ч. 6 ст. 83.1 44-ФЗ).

Документация готовится так:

  1. Прописываем объект закупки и основные условия контракта, руководствуясь статьей 33. Для строительных тендеров в обязательном порядке вносим проектную документацию.
  2. Обосновываем начальную (максимальную) цену контракта. Прикладываем расчет. Для тех случаев, когда нельзя определить точное количество товара, рассчитываем начальную цену единицы товара.
  3. Устанавливаем требования к формату, содержанию и составу заявки. Прикладываем образец. При необходимости используем типовые формы документации, проекта контракта, извещения и заявок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Ссылаемся на типовые документы при формировании закупочной документации.
  4. Определяем, возможна ли отмена запроса предложений в электронной форме. По нормам 44-ФЗ отмена такой процедуры невозможна, равно как и внесение изменений в документацию и извещение после их публикации (ч. 5 ст. 83.1). Этот норматив надлежит прописать во всех документах заказа.
  5. Выявляем основные критерии оценок заявок на участие в электронном запросе (ст. 32, ПП РФ № 1085 от 28.11.2013). Расписываем величину значимости каждого критерия, правила рассмотрения и анализа запросов участников.

Заявки на участие в запросе предложений подаются

После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протоколирующий документ. Все протоколы в запросе предложений готовятся по общим правилам и публикуются в ЕИС. В первую очередь составляется протокол проведения электронной процедуры. Вот что в нем указывают (ч. 18, 19 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • информацию обо всех поданных запросах (формируется специальная таблица);
  • причины отклонения;
  • сведения о лучшей заявке.

Если на участие в процедуре подали всего одну заявку, то в протоколе перечисляются предложенные условия исполнения контракта.

У электронного запроса предложений есть одна документальная особенность: ответственный специалист готовит выписку из протокола. Выписку в обязательном порядке публикуют в ЕИС не позже дня окончания анализа заявок (ч. 20 ст. 83.1 44-ФЗ). Протокол проведения процедуры размещают не сразу, а вместе с итоговым протоколом (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ).

Предлагаем ознакомиться  Публичное предложение торги по банкротству

Электронную процедуру признают несостоявшейся, если:

  • подали одну заявку, и комиссия признала ее соответствующей требованиям заказчика;
  • подали несколько заявок, но только одна из них признана соответствующей.

В таком случае организация вправе заключить контракт с единственным поставщиком (п. 25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). По законодательным нормам, участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения торговых процедур.

У заказчика есть и другой вариант: внести изменения в план-график и провести новый заказ. Если на электронный запрос предложений не подали ни одной заявки, все поданные заявки отклонены по причине несоответствия или второй участник уклонился от заключения контракта после уклонения победителя, заказчик обращается в ФАС и согласовывает заключение контракта с единственным поставщиком (ч. 27 ст. 83.1, п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

ограниченного круга лиц  проводятся среди: Заявки на участие в запросе предложений подаются  неограниченного круга лиц

Заявки на участие в запросе предложений подаются

Запрос предложений и запрос котировок могут проводиться заказчиком как среди неограниченного круга лиц, так и среди ограниченного. При проведении закрытых закупок заказчик приглашает определенных участников, информация не публикуется на ООС, основания проведения таких закупок ограничены 223-ФЗ. К закупкам с ограниченным участием допускаются участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор (цель такой процедуры – отобрать среди поставщиков, исполнителей, подрядчиков для поставки товаров (работ, услуг) в связи с их высокосложным характером, лиц, которые смогут обеспечить качественной продукцией в нужные для заказчика сроки).

в электронной форме проводятся среди:  
 в бумажной форме

Требования к участникам запроса предложений и запроса котировок

Проект контракта формируется исходя из всех требований и потребностей заказчика. Каждая организация использует собственные наработки или типовые формы контрактов. При разработке документа не забываем о нормативах ст. 34 44-ФЗ.

Если заказчик знает поставщиков, которые отлично исполняют предмет заказа, он вправе инициировать их участие в электронной процедуре (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ). Получают приглашение те поставщики, которые в течение полутора лет до проведения закупки добросовестно исполняли аналогичные заказы. Разработайте образец приглашения и направьте его потенциальным исполнителям.

При отправке приглашений учитывайте сроки проведения запроса предложений в электронной форме по 44 ФЗ — извещение размещается не позднее пяти рабочих дней до запланированного окончания приема заявок (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ). Не стоит нарушать отведенные сроки, иначе заказчика оштрафует ФАС (решение Татарстанского УФАС России от 31.07.2019 № 016/07/8-1140/2019).

Для тех электронных процедур, которые осуществляются из-за расторжения контракта, действует такое правило: заказчик направляет приглашения тем лицам, которые участвовали в закупке и чьи заявки не были отклонены, за 5 дней до окончания приема запросов от участников.

Победитель запроса предложений в электронной форме — это участник, отвечающий всем критериям заказчика и предложивший наилучшие условия исполнения контракта. Общий порядок проведения запроса предложений в электронной форме по 44 ФЗ предусматривает последующее заключение контракта с победителем. Контракт формируется на основании проекта с указанием информации о победителе, предложенной им цене контракта, предмете закупки, условиях поставки и других важных параметров.

Контракт заключается после того, как его подписывает заказчик и публикует в ЕИС. После этого победителю возвращается обеспечение заявки. Возврат средств осуществляется банком в течение одного рабочего дня после уведомления оператора электронной площадки о заключении сторонами контракта.

По 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, место нахождения и место происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Также Закон устанавливает требование о недопустимости предъявления к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ст.3 ФЗ 223).

  • соответствие участника закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
  • непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица, ИП банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном КоАП, на день подачи заявки на участие в закупках;
  • отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков и др.
Предлагаем ознакомиться  Можно ли вернуть постельные принадлежности

Шаг 3. Формируем извещение

В извещении указываем все, что ранее внесли в документацию. По сути, извещение — это документ, в котором аккумулируются все сведения о проводимой электронной закупке. Вот что необходимо включить в извещение (ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • наименование заказчика, информацию о должностном лице и основные контакты (п. 1 ст. 42);
  • название и электронный адрес торговой площадки;
  • предельный срок (дата и время окончания подачи), место и порядок подачи заявок (п. 6 ст. 42);
  • сроки рассмотрения и анализа заявок;
  • основные условия контракта и начальную цену (контракта или единицы товара), ориентировочную цену, формулу цены (ч. 24 ст. 22, ч. 2 ст. 34);
  • ИКЗ;
  • установленные в отношении поставщика ограничения;
  • способ определения поставщика;
  • сведения о вносимом обеспечении заявки или контракта;
  • преимущества по ст. 28 и 29 44-ФЗ;
  • информацию о применении правил национального режима по ст. 14 44-ФЗ;
  • основные требования и список обязательных документов;
  • сведения о банковском сопровождении и обеспечении гарантийных обязательств (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 8 ст. 42, ст. 35, ч. 1 ст. 96).

Если проводите заказ в рамках гособоронзаказа, отметьте это отдельным блоком в извещении (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 11 ст. 42 44-ФЗ). Рекомендуется отдельно указать сведения о сумме авансирования, если это предусмотрено условиями контракта.

Извещение, закупочная документация и проект контракта размещаются в ЕИС с использованием функционала информационной системы.

Требования к участникам запроса предложений и запроса котировок

Как только заканчивается срок подачи заявок, оператор электронной площадки направляет предложения участников, но не позднее следующего рабочего дня (ч. 15 ст. 83.1 44-ФЗ). Рассмотрением и оценкой заявок занимается закупочная комиссия. Члены комиссии вправе отстранить участника, если он не соответствует требованиям документов заказа, предоставил ложную или недостоверную информацию или нарушил установленные правила национального режима (ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ).

А вот за что отстранять участников нельзя:

  • если в заявке нет документов, подтверждающих преимущество для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов (п. 4 ч. 9 ст. 83.1, ст. 28, 29 44-ФЗ);
  • если отсутствует документация, предусмотренная п. 5 ч. 9 ст. 83.1 44-ФЗ (кроме тех заказов, для которых действуют правила национального режима).

Закупочная комиссия оценивает все поступившие заявки и принимает решение об их допуске или отстранении. Отстраненные запросы в дальнейшем не оцениваются.

Далеко не всегда заявки участников соответствуют всем требованиям закупочной документации. Заказчик может отклонить поданные заявки на участие в запросе котировок или запросе предложений на стадии рассмотрения и не допустить их к дальнейшей оценке. Такое возможно, например, в случае:

  • непредставления оригиналов и (или) копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено закупочной документацией;
  • несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, которые установлены документацией о проведении запроса предложений или запроса котировок;
  • несоответствия заявки на участие в запросе предложений или запросе котировок требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении закупок, в том числе непредставления документ и (или) копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (задатка), если такое требование обеспечения заявок установлено документацией о проведении запроса предложений или запроса котировок;
  • несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации;
  • предоставления в составе заявки заведомо неверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки и др. (условия отклонения заявки указываются в Положении заказчика)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector